6. РП ОРКиСЭ 4 класс

Содержание РП
1.
2.
3.
4.

5.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование курса с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
Учебно-методическое
и
материальнотехническое обеспечение

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учётом специфики основной образовательной программы
начального общего образования гимназии №116.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения, развитие детей таких качеств, как
толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к
диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, понимание культурологических основ
социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и
поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах
духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных
традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего
образования с этой целью введена предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России», в рамках которой в программу
начального общего образования включёнобязательный
предмет
«Основы
религиозных
культур светской этики» (ОРКСЭ),
знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской,
исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое
пространство, социально-политическое единство сформировали общую
духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания
предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в
пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В
процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность
осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и
религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета
школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная
культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не

может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития
современного
человечества
ценностным
содержанием.
Всё
это
обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к
образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.
Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания
предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего
образования и результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также требованиям, изложенным в
приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».
Сущность
духовно-нравственного
воспитания
обучающихся
рассматривается как формирование и развитие у них уважительного
отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам,
к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно
предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
будет способствовать формированию у школьников поликультурной
компетентности, которая понимается как интегративное качество личности
ребёнка, приобретаемое:
в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития
познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения
опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для
повседневной жизни и деятельности;
в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать
позитивное взаимодействие с представителями разных культур,
национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые
результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.

Образовательная деятельность в рамках выбранного модуля и
сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у
школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую
педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого,
ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в
основе содержания всех модулей учебного предмета;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а
также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир,
русский язык, литературное чтение и др.);
• единых требований к планируемым результатам освоения содержания
учебного предмета ОРКСЭ.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из
модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В соответствии с
приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения
учебным предметом.
На реализацию программы в учебном плане гимназии №116
предусмотрено 34 часа в год, в 4 классе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на
ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную
культуру как явление культуры народов России, у школьников будет
формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к
традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства.
Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для
размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет
способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования,
будет формироваться потребность в систематическом чтении книг
культурологического содержания как средстве познания и понимания
культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как
произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на

прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания
ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего и основного общего
образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» направлено на достижение
обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по
трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует
формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной,
гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её
национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и
других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к
представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и
бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих
ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и
рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать
компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном
решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог,
готовности признавать возможность существования различных точек зрения
и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья,
религия
—
как
основы
религиозно-культурной
традиции
многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание
значения
нравственности,
веры и религии
в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении
российской
государственности;
формирование
первоначального
представления об отечественной религиозно-культурной традиции как
духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы
буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и
распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной
традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной
культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной
культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению
к различным явлениям действительности;
• знакомство с
описанием
содержания
священных
книг,
с
историей,
описанием
и
архитектурнохудожественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными
религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих
духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику
на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и
культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью
и повседневным поведением людей, анализировать жизненные
ситуации,
нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
формирование личностной и гражданской позиции по отношению к
различным явлениям действительности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение
в
буддийскую духовную традицию. Будда и его учение. Буддийский
священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и зло.
Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и

милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся.
Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования.
Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство
в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.Культура и
религия.
Человек и Бог в
православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа.
Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и
раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.
Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как
христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить
добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство
Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская
семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к
Отечеству.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад —
основатель ислама. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка.
Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники
Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман. Поклонение
Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего.
Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственные ценности
ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе.
Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства.
Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама.
Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до
Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение
синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло.
Творческие работы учащихся. Иудаизм в России. Основные принципы
иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма
в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное
принятие заповедей. Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с
историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их
история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Праматери еврейского народа. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий.
Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители
предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и
воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История
религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и
святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди
в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг,
свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль.
Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и
моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг.
Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным.
Проектная деятельность. Род и семья — исток нравственных отношений.
Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и
извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы
нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь
человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Россия- наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и его Крест
Пасха
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Обобщающий урок

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Презентация творческих проектов учащихся
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
Обобщающий урок
Работа над проектом
Защита проектных работ
Защита проектно- исследовательских работ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Россия – наша Родина.
Что такое светская этика.
Культура и мораль.
Особенности морали.
Добро и зло.
Добро и зло.
Добродетель и порок.
Добродетель и порок.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность.
Моральный долг.
Справедливость.
Альтруизм и эгоизм.
Дружба.
Что значит быть моральным?
Праздничный проект: «Культура и религия».
Род и семья – исток нравственных отношений.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Стыд, вина и извинения.
Честь.
Совесть.
Образцы нравственности.
Нравственные идеалы. Богатырь и рыцарь как
нравственные идеалы.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Этикет.
Семья и семейные праздники.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Долг, свобода, ответственность, труд.
Любовь и уважение к Отечеству.
Итоговый проект: «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Тема урока
Количество
часов
1
Россия – наша Родина.
Культура и религия.
1
Культура и религия.
1
Возникновение религий. Древнейшие верования
1
Возникновение религий. Религии мира и их
1
основатели.
Священные книги мира
1
Священные книга мира
1
1
Хранители предания в религиях мира
1
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и
воздаяния
1
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и
воздаяния
1
Человек в религиозных традициях мира
1
Священные сооружения
1
Священные сооружения
1
Творческие работы учащихся
1
Искусство в религиозной культуре
1
Искусство в религиозной культуре
1
История религий в России
1
История религий в России
1
Религиозные ритуалы
1
Религиозные ритуалы

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Паломничества и святыни
Праздники и календари
Праздники и календари
Религия и мораль
Религия и мораль
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
Любовь и уважение к Отечеству
Итоговая презентация творческих проектов на
тему «Диалог культур во имя гражданского мира
и согласия»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».