Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
3
6
8
10
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учётом специфики основной образовательной программы
начального общего образования гимназии №116.
Содержание программы «Развитие речи» опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными
содержательными линиями основного курса русского языка в начальной
школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Цель программы - обеспечить овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение,
чтение, письмо.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
· организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с
эмоциями и переживаниями;
· предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
· вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
· обогащение активного словаря учащихся;
· организация работы детей с толковыми и орфографическими
словарями;
· организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
· организация деятельности учащихся по созданию собственных
текстов.
· подготовка презентаций полученных работ в различных формах
(видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д)
Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи»
Развитие речи - это интеграции уроков русского языка и литературного
чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися,
эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов),
орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое
творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по
плану; иллюстрирование).
Урок «Развития речи» состоит из двух частей: лингвистической и
литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется
мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания
2
повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во
второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют
чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочиненияминиатюры.
Развитие речи — это уроки нравственности. Они на материале сказок,
рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
На уроках развития речи дети учатся составлять план текста,
соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с
деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание
уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова.
В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения
раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и
настроение. При передаче содержания и при создании собственного
высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны,
как содержание, построение и речевое оформление.
Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане
Учебный предмет «Развитие речи» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, реализуется во
2 и 3 классе по одному часу в неделю. Программа разработана на 68
часов.
3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие
речи» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Развитие речи» у обучающегося будут
сформированы личностные результаты:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
первоначальные представления о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
стремление к самовыражению в искусстве слова.
Метапредметные результаты:
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей,
законных
представителей)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании
и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
4
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах
парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Развитие речи»
должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
• умение различать особенности разных типов текста (повествование,
описание, рассуждение);
• умение обнаруживать в реальном художественном тексте его
составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• умение составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и
наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• умение доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
• умение владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного
спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и
взрослыми;
• умение составить аннотацию на отдельное литературное
произведение и на сборник произведений;
• умение находить нужные словарные статьи в словарях различных
типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• умение писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
• умение создавать тексты по предложенному заголовку;
• умение подробно или выборочно пересказывать текст;
• умение пересказывать текст от другого лица;
5
• умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• умение корректировать тексты, в которых допущены нарушения
культуры речи;
• умение анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
6
3. Содержание учебного предмета
«Развитие речи»
2 класс (34 часа)
Устная и письменная речь. Текс. Предложение. Освоение основных
формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со
школьниками или со взрослыми).
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление
плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана
для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и
основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных
текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и
переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным
темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научнопопулярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами
комплекта по окружающему миру).
Освоение основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Освоение жанра
письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости
от адресата и содержания.
3 класс (34 часа)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.
Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста,
устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение
изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение
в художественном тексте разных частей: описания и повествования.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов
(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и
словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и
повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или
7
переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или
переживания).
Закрепление основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее
освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых
средств в зависимости от адресата и содержания.
8
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
2 класс
Тема
3.
Количество
часто
Проект «История книги», «Как можно выбрать
1
книгу в библиотеке».
Проект «История книги», «Как можно выбрать
1
книгу в библиотеке».
Наша проекты: «Книга мудрости. Пословицы»
1
4.
Сочинение по пословице
1
5.
Как написать сочинение
1
6.
Обучающее сочинение по картине
И. С. Остроухова «Золотая осень»
План. Виды планов
1
1.
2.
7.
1
9.
Обучающее
сочинение
по
картине
Серебрякова «За обедом»
Проект «Пишем статью в школьную газету»
10.
Проект «Пишем статью в школьную газету»
1
11.
Наши проекты «И в шутку и всерьез»
1
12.
Наши проекты «Пишем письмо»
1
13.
Как написать поздравление
1
14.
Обучающее сочинение по серии картинок.
1
15.
1
16.
Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова
«Зима пришла. Детство»
Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси».
17.
Обучающее изложение
1
18.
Изложение повествовательного текста
1
19.
Наши проекты «Рифма»
1
20.
В мире книг. Проект «Моя любимая книга»
1
21.
В мире книг. Проект «Моя любимая книга»
1
8.
З.Е.
1
1
1
9
22.
Изложение
повествовательного
вопросам плана.
23.
Обучающее сочинение «Зимние забавы».
1
24.
Изложение повествовательного текста.
1
25.
Обучающее изложение.
1
26.
1
27.
Сочинение по репродукции
картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»
28.
Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»
1
29.
1
30.
Составляем веселый рассказ по серии сюжетных
картинок.
Особенности
юмористического
произведения.
Учимся писать сценарий произведения
31.
Что такое текст-описание? Изложение.
1
32.
Составляем отзыв на книгу Что такое текстрассуждение? Изложение.
Сочинение по картине
И. И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Составляем отзыв на книгу
1
33.
34.
текста
по
1
1
1
1
1
3 класс
Тема урока
N
Количество
п/п
часов
1.
Учимся составлять рассказ по рисунку
1
2.
Учимся писать сочинение на основе личного опыта
1
3.
Работа с картиной К.Е. Маковского «Дети бегущие от
1
грозы»
4.
Учимся
составлять рассказ
по рисунку,
с
1
использованием диалогической речи.
5.
Работа с картиной В.Д. Поленова «Золотая осень»
1
6.
Работа с картиной И.Т. Хруцкого «Цветы плоды»
1
7.
Сочинение на тему «О чем шепчутся осенние листья»
1
8.
Сочинение по выбранной теме.
1
10
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Обучающее изложение «Сыроежка»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».
Обучающее изложение «Осень»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной «В.М. Васнецова «Снегурочка»
Сочинение на выбранную тему
Работа с фразеологизмами.
1
Обучающее изложение «Берёза»
Обучающее сочинение на тему «Наша классная
комната»
Обучающее изложение по отрывку из рассказа В.
Бочарникова «Мал, да удал»
Обучающее изложение «Синичка»
Обучающее изложение «Лев и мышь».
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка –квакушка»
Обучающее изложение «Благородный поступок»
Работа с картиной К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Учимся составлять текст-описания в научном стиле.
Работа с картиной «М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Работа с картиной В.А. Серова «Девочка с персиками»
Учимся писать письмо
Учимся составлять рассказ по рисунку
Сочинение-рассуждение на предложенную тему
Сочинение на тему «Как я помогаю родителям по
дому»
Изложение «Лось»
Сочинение «Мой друг»
Сочинение «Почему я жду летних каникул»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11