11. РП Развитие речи 2-3 класс

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

3
6
8
10

1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учётом специфики основной образовательной программы
начального общего образования гимназии №116.
Содержание программы «Развитие речи» опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными
содержательными линиями основного курса русского языка в начальной
школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Цель программы - обеспечить овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение,
чтение, письмо.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
· организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с
эмоциями и переживаниями;
· предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
· вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
· обогащение активного словаря учащихся;
· организация работы детей с толковыми и орфографическими
словарями;
· организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
· организация деятельности учащихся по созданию собственных
текстов.
· подготовка презентаций полученных работ в различных формах
(видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д)
Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи»
Развитие речи - это интеграции уроков русского языка и литературного
чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися,
эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов),
орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое
творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по
плану; иллюстрирование).
Урок «Развития речи» состоит из двух частей: лингвистической и
литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется
мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания
2

повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во
второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют
чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочиненияминиатюры.
Развитие речи — это уроки нравственности. Они на материале сказок,
рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
На уроках развития речи дети учатся составлять план текста,
соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с
деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание
уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова.
В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения
раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и
настроение. При передаче содержания и при создании собственного
высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны,
как содержание, построение и речевое оформление.
Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане
Учебный предмет «Развитие речи» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, реализуется во
2 и 3 классе по одному часу в неделю. Программа разработана на 68
часов.

3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие
речи» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Развитие речи» у обучающегося будут
сформированы личностные результаты:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
первоначальные представления о нравственно­этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
стремление к самовыражению в искусстве слова.
Метапредметные результаты:
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей,
законных
представителей)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании
и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
4

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах
парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Развитие речи»
должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
• умение различать особенности разных типов текста (повествование,
описание, рассуждение);
• умение обнаруживать в реальном художественном тексте его
составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• умение составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и
наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• умение доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
• умение владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного
спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и
взрослыми;
• умение составить аннотацию на отдельное литературное
произведение и на сборник произведений;
• умение находить нужные словарные статьи в словарях различных
типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• умение писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
• умение создавать тексты по предложенному заголовку;
• умение подробно или выборочно пересказывать текст;
• умение пересказывать текст от другого лица;
5

• умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• умение корректировать тексты, в которых допущены нарушения
культуры речи;
• умение анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

6

3. Содержание учебного предмета
«Развитие речи»
2 класс (34 часа)
Устная и письменная речь. Текс. Предложение. Освоение основных
формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со
школьниками или со взрослыми).
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление
плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана
для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и
основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных
текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и
переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным
темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научнопопулярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами
комплекта по окружающему миру).
Освоение основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Освоение жанра
письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости
от адресата и содержания.
3 класс (34 часа)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.
Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста,
устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение
изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение
в художественном тексте разных частей: описания и повествования.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов
(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и
словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и
повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или
7

переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или
переживания).
Закрепление основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее
освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых
средств в зависимости от адресата и содержания.

8

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

№

2 класс
Тема

3.

Количество
часто
Проект «История книги», «Как можно выбрать
1
книгу в библиотеке».
Проект «История книги», «Как можно выбрать
1
книгу в библиотеке».
Наша проекты: «Книга мудрости. Пословицы»
1

4.

Сочинение по пословице

1

5.

Как написать сочинение

1

6.

Обучающее сочинение по картине
И. С. Остроухова «Золотая осень»
План. Виды планов

1

1.
2.

7.

1

9.

Обучающее
сочинение
по
картине
Серебрякова «За обедом»
Проект «Пишем статью в школьную газету»

10.

Проект «Пишем статью в школьную газету»

1

11.

Наши проекты «И в шутку и всерьез»

1

12.

Наши проекты «Пишем письмо»

1

13.

Как написать поздравление

1

14.

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

15.

1

16.

Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова
«Зима пришла. Детство»
Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси».

17.

Обучающее изложение

1

18.

Изложение повествовательного текста

1

19.

Наши проекты «Рифма»

1

20.

В мире книг. Проект «Моя любимая книга»

1

21.

В мире книг. Проект «Моя любимая книга»

1

8.

З.Е.

1
1

1

9

22.

Изложение
повествовательного
вопросам плана.

23.

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

24.

Изложение повествовательного текста.

1

25.

Обучающее изложение.

1

26.

1

27.

Сочинение по репродукции
картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»

28.

Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»

1

29.

1

30.

Составляем веселый рассказ по серии сюжетных
картинок.
Особенности
юмористического
произведения.
Учимся писать сценарий произведения

31.

Что такое текст-описание? Изложение.

1

32.

Составляем отзыв на книгу Что такое текстрассуждение? Изложение.
Сочинение по картине
И. И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Составляем отзыв на книгу

1

33.
34.

текста

по

1

1

1

1
1

3 класс
Тема урока

N
Количество
п/п
часов
1.
Учимся составлять рассказ по рисунку
1
2.
Учимся писать сочинение на основе личного опыта
1
3.
Работа с картиной К.Е. Маковского «Дети бегущие от
1
грозы»
4.
Учимся
составлять рассказ
по рисунку,
с
1
использованием диалогической речи.
5.
Работа с картиной В.Д. Поленова «Золотая осень»
1
6.
Работа с картиной И.Т. Хруцкого «Цветы плоды»
1
7.
Сочинение на тему «О чем шепчутся осенние листья»
1
8.
Сочинение по выбранной теме.
1
10

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Обучающее изложение «Сыроежка»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».
Обучающее изложение «Осень»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной «В.М. Васнецова «Снегурочка»
Сочинение на выбранную тему
Работа с фразеологизмами.
1
Обучающее изложение «Берёза»
Обучающее сочинение на тему «Наша классная
комната»
Обучающее изложение по отрывку из рассказа В.
Бочарникова «Мал, да удал»
Обучающее изложение «Синичка»
Обучающее изложение «Лев и мышь».
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка –квакушка»
Обучающее изложение «Благородный поступок»
Работа с картиной К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Учимся составлять текст-описания в научном стиле.
Работа с картиной «М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Работа с картиной В.А. Серова «Девочка с персиками»
Учимся писать письмо
Учимся составлять рассказ по рисунку
Сочинение-рассуждение на предложенную тему
Сочинение на тему «Как я помогаю родителям по
дому»
Изложение «Лось»
Сочинение «Мой друг»
Сочинение «Почему я жду летних каникул»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».