20. РП Практикум по биологии 10-11 класс

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебной программы (личностные,
метапредметные и предметные)
Содержание практикума
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

3
5
7
8

1.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса
Данная программа практикума направлена на выработку навыков решения
практических задач по биологии, навыков проектной и исследовательской деятельности
учащихся.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с тем, что
необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками биологии.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные
общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических
систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам
биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы
самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение.
Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое
сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует
учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию
взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся
самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для
человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного
выполнения им своих обязанностей.
Цель: развитие у обучающихся умений и навыков решения практических задач по
основным разделам курса биологии.
Задачи:


Овладение умениями самостоятельно проводить биологические исследования
(наблюдение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные
результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;
пользоваться биологической терминологией и символикой;



Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки;
проведение экспериментальных исследований, решений биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;



Воспитание убежденностей в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;



Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Особое внимание при реализации программы уделяется формированию у школьников
умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и
изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе,
последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию
органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и
окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать
мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов,
закономерностей.
Место курса в учебном плане гимназии

Курс входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, является предметом по выбору учащихся, реализуется в объеме 68 часов: 10
класс- 34 часа; 11класс -34 часа из расчета один час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебной программы
2.1. Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребности в физическом самосовершенствовании;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину.
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
2.

2.2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т.д.);
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

2.3. Предметные результаты
- знать основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о
путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя;
сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной
изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости;
сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);
гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- описывать строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение);
генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- объяснять сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен,
брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных,
индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение
гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние
элементарных
факторов
эволюции
на
генофонд
популяции,
формирование
приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети);
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных
организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в
экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;

3. Содержание учебного курса
Биология – наука о живой природе
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического
состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость,
воспроизведение, развитие.
Клетка как биологическая система
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организма.
Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных ,
бактерий, грибов.
Многообразие организмов
Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд
(порядок),класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство Грибы, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование
грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и
ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и
жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство Растения. Лабораторные работы «Особенности строения тканей и
органов (корень, лист, стебель, цветок, семя и плод)». Жизнедеятельность и
размножение растительного организма, его целостность.
Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств
покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Космическая роль растений на Земле.
Царство Животные. Главные признаки подцарства Одноклеточные и
Многоклеточные животные. Одноклеточные и Беспозвоночные животные, их
классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни
человека. Характеристика основных типов беспозвоночных животных, классов
членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и
жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных
классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) тканей,
органов, систем органов животных.
Человек и его здоровье
Клетки. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов:
пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание
(на рисунках) тканей, органов и систем органов, проведение лабораторных работ.
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека.
Распознавание ( на рисунках) органов и систем органов.
Внутренняя среда организма. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организмов как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции.

Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных
заболеваний
(вирусных,
бактериальных,
грибковых,
вызываемых
животными).
Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое
здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность).
Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и
полезные привычки. Проведение биологических исследований. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и
формирования признаков
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и
символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение.
Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель
наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.
Генетический код.
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», моделиаппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные
аномалии человека и их фенотипические проявления.
Законы Менделя и их цитологические основы
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.
Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное
доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные
аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических
законов наследования.
Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Практическая работа «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал
Г.Мендель.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм.
Плейотропия
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное
доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и
полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат
взаимодействия между генами.
Практическая работа «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и
неаллельных генов».
Практическая работа «Определение групп крови человека – пример кодоминирования
аллельных генов».
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и неаллельных
генов
Сцепленное наследование признаков и кроссинговер
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное
наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.

Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов,
кроссинговера.
Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование
признаков».
Демонстрации:
модели-аппликации,
иллюстрирующие
законы
наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность
Генетнетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом.
Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.
Практическая работа
«Решение генетических задач на сцепленное с полом
наследование, на применение понятия - пенетрантность».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и
дальтонизма человека
Генеалогический метод
Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения
наследственности и изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у
человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическая работа «Составление родословной».
Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие
хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга Популяционно-статистический
метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон ХардиВейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.
Практическая работа «Анализ генетической структуры популяции на основе закона
Харди-Вейнберга»

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Тематическое планирование, 10 класс
№

Тема

Кол-во часов

1.

Биология – наука о живой природе

1

2.

Клетка как биологическая система

1

3.

Многообразие организмов

16

3.1. Систематика. Царство Бактерии

1

3.2. Царство Грибы. Лишайники.

1

3.3. Царство Растения

5

3.4. Царство Животные

9

4.

Человек и его здоровье

18

4.1. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов

8

4.2. Регуляция функций в организме.

5

4.3. Высшая нервная деятельность

1

4.4. Здоровый образ жизни

3

итого

34
Тематическое планирование, 11 класс

№

Тема

Кол-во часов

1.

Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах
наследования генов и формирования признаков

5

2.

Законы Менделя и их цитологические основы

7

3.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный
аллелизм. Плейотропия

6

4.

Сцепленное наследование признаков и кроссинговер

4

5.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность

4

6.

Генеалогический метод

4

7.

Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга

4
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».