Развитие речи

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

3
6
8
10

1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учётом специфики основной образовательной программы
начального общего образования гимназии №116.
Содержание программы «Развитие речи» опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными
содержательными линиями основного курса русского языка в начальной
школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Цель программы - обеспечить овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение,
чтение, письмо.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
· организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с
эмоциями и переживаниями;
· предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
· вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
· обогащение активного словаря учащихся;
· организация работы детей с толковыми и орфографическими
словарями;
· организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
· организация деятельности учащихся по созданию собственных
текстов.
· подготовка презентаций полученных работ в различных формах
(видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д)
Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи»
Развитие речи - это интеграции уроков русского языка и литературного
чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися,
эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов),
орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое
творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по
плану; иллюстрирование).
Урок «Развития речи» состоит из двух частей: лингвистической и
литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется
мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания
2

повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во
второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют
чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочиненияминиатюры.
Развитие речи — это уроки нравственности. Они на материале сказок,
рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
На уроках развития речи дети учатся составлять план текста,
соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с
деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание
уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова.
В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения
раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и
настроение. При передаче содержания и при создании собственного
высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны,
как содержание, построение и речевое оформление.
Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане
Учебный предмет «Развитие речи» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, реализуется во
2 и 3 классе по одному часу в неделю. Программа разработана на 68
часов.

3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие
речи» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Развитие речи» у обучающегося будут
сформированы личностные результаты:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
первоначальные представления о нравственно­этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
стремление к самовыражению в искусстве слова.
Метапредметные результаты:
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей,
законных
представителей)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании
и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
4

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах
парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Развитие речи»
должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
• умение различать особенности разных типов текста (повествование,
описание, рассуждение);
• умение обнаруживать в реальном художественном тексте его
составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• умение составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и
наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• умение доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
• умение владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного
спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и
взрослыми;
• умение составить аннотацию на отдельное литературное
произведение и на сборник произведений;
• умение находить нужные словарные статьи в словарях различных
типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• умение писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
• умение создавать тексты по предложенному заголовку;
• умение подробно или выборочно пересказывать текст;
• умение пересказывать текст от другого лица;
5

• умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• умение корректировать тексты, в которых допущены нарушения
культуры речи;
• умение анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

6

3. Содержание учебного предмета
«Развитие речи»
2 класс (34 часа)
Устная и письменная речь. Текс. Предложение. Освоение основных
формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со
школьниками или со взрослыми).
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление
плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана
для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и
основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных
текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и
переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным
темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научнопопулярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами
комплекта по окружающему миру).
Освоение основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Освоение жанра
письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости
от адресата и содержания.
3 класс (34 часа)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.
Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста,
устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение
изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение
в художественном тексте разных частей: описания и повествования.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов
(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и
словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и
повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или
7

переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных
произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или
переживания).
Закрепление основных формул речевого этикета, адекватных
ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее
освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых
средств в зависимости от адресата и содержания.

8

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№

Тема

1

Проект «История книги», «Как можно выбрать
книгу в библиотеке».
Проект «История книги», «Как можно выбрать
книгу в библиотеке».
Наша проекты: «Книга мудрости. Пословицы»
Сочинение по пословице
Как написать сочинение
Обучающее сочинение по картине
И. С. Остроухова «Золотая осень»
План. Виды планов
Обучающее
сочинение
по
картине
З.Е.
Серебрякова «За обедом»
Проект «Пишем статью в школьную газету»
Проект «Пишем статью в школьную газету»
Наши проекты «И в шутку и всерьез»
Наши проекты «Пишем письмо»
Как написать поздравление
Обучающее сочинение по серии картинок.
Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова
«Зима пришла. Детство»
Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси».

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Дата

Количество
часто
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17 Обучающее изложение
18 Изложение повествовательного текста
19 Наши проекты «Рифма»

1
1
1

20 В мире книг. Проект «Моя любимая книга»
21 В мире книг. Проект «Моя любимая книга»
22 Изложение повествовательного текста по вопросам
плана.

1
1
1

23 Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1
9

24 Изложение повествовательного текста.

1

25 Обучающее изложение.
26 Сочинение по репродукции
картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
27 Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»
28 Наши проекты «Газета «День победы – 9 мая»
29 Составляем веселый рассказ по серии сюжетных
картинок.
Особенности
юмористического
произведения.
30 Учимся писать сценарий произведения
31 Что такое текст-описание? Изложение.
32 Составляем отзыв на книгу Что такое текстрассуждение?
Изложение.
33 Сочинение по картине
И. И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
34 Составляем отзыв на книгу

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

3 класс
N
Тема урока
п/п
1.
Учимся составлять рассказ по рисунку
2.
Учимся писать сочинение на основе личного
опыта
3.
Работа с картиной К.Е. Маковского «Дети
бегущие от грозы»
4.
Учимся составлять рассказ по рисунку, с
использованием диалогической речи.
5.
Работа с картиной В.Д. Поленова «Золотая
осень»
6.
Работа с картиной И.Т. Хруцкого
«Цветы
плоды»
7.
Сочинение на тему «О чем шепчутся осенние
листья»

Дата

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
10

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Сочинение по выбранной теме.
Обучающее изложение «Сыроежка»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа с картиной А.А. Рылова «В голубом
просторе».
Обучающее изложение «Осень»
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа
с
картиной
«В.М.
Васнецова
«Снегурочка»

1
1
1
1

Сочинение на выбранную тему
Работа с фразеологизмами.
Обучающее изложение «Берёза»
Обучающее сочинение на тему «Наша классная
комната»
Обучающее изложение по отрывку из рассказа
В. Бочарникова «Мал, да удал»
Обучающее изложение «Синичка»
Обучающее изложение «Лев и мышь».
Учимся составлять рассказ по рисунку
Работа
с картиной И.Я. Билибина «Иванцаревич и лягушка –квакушка»
Обучающее изложение «Благородный поступок»
Работа с картиной К.Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень»
Учимся составлять текст-описания в научном
стиле.
Работа с картиной «М.А. Врубеля «ЦаревнаЛебедь»
Работа с картиной В.А. Серова «Девочка с
персиками»
Учимся писать письмо
Учимся составлять рассказ по рисунку
Сочинение-рассуждение на предложенную тему
Сочинение на тему «Как я помогаю родителям
по дому»
Изложение «Лось»
Сочинение «Мой друг»

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

34.

Сочинение «Почему я жду летних каникул»

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».