Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного
Содержание учебного курса
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы, с учетом рабочей
программы воспитания
3
6
7
15
1. Пояснительная записка
Программа учебного курса «Краеведение
с
проектной
деятельностью» для 7-х классов составлена с учетом федеральной
основной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18 мая 2023 г. N2 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования», зарегистрирован Минюстом РФ
12.07.2023 N2 74223, номер опубликования: 0001202307140040, дата
опубликования: 14.07.2023.
При разработке программы учитывалось письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О
согласованном подходе к преподаванию истории родного края».
Особенности курса «Краеведение с проектной деятельностью»
Актуальность курса обусловлена необходимостью формирования
российской гражданской и культурной идентичности, патриотизма,
осознания исторической и культурной общности различных регионов и
народов России.
Реализация программы будет способствовать более осознанному
изучению истории родного края, выполнению задач исторического
образования и просвещения, нацеливающих школу на:
–
активное привлечение материалов школьных и муниципальных
краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
–
формирование многоуровневого восприятия отечественной
истории через обращение к истории своей семьи и малой родины, родного
края и населяющих его народов.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебных предметов «История
России», «География».
Изучение
краеведения
осуществляется
через
проектноисследовательскую
деятельность. Получив
основы
проектной
деятельности в 6 классе , в 7 классе применяют свои умения при
выполнении исследовательской работы в области краеведения. В первом
полугодии учащиеся знакомятся с временными и территориальными
рамками для создания проектно-исследовательских работ, объединяются в
группы не более 3-х человек, определяются с темой исследования из
предложенных учителем и готовят проект. Во втором полугодии учащиеся
защищают
проектно-исследовательскую
работу
при
изучении
соответствующей темы по краеведению.
При реализации курса выставляются промежуточные зачеты при
создании различных частей проекта и выполнении различных заданий по
курсу краеведения. Итоговая оценка по предмету выставляется в форме
«зачет/незачет» при
наличии готового
текста проекта,
защитной
презентации, проектного продукта и защиты проекта.
Цель и задачи курса «Краеведение с проектной деятельностью»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на
формирование российской общегражданской идентичности, формирование у
обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
истории родного края, развитие патриотизма, формирование и развитие
универсальных
учебных
действий
средствами
проектной
и
исследовательской деятельности.
Основные задачи:
–
привлечь внимание учащихся к значимым событиям из истории
родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков;
–
способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности как жителей своего края;
–
формировать у обучающихся понимание отечественной истории
через обращение к истории своей семьи и малой родины, родного края и
населяющих его народов;
–
формировать у обучающихся способность определять и
оценивать исторический вклад региона в социально-экономическое и
культурное развитие России;
–
способствовать
развитию
у
обучающихся
понимания
необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного
наследия родного края;
–
формировать у обучающихся чувство гордости историческими
достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и
др.) своего родного края и малой родины;
- формировать и развивать способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, представление ее в различных знаковых
системах,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения.
- формировать регулятивные действия, проявляющиеся в умении
самостоятельно планировать и организовывать свою познавательную
деятельность во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
- формировать коммуникативные действия, проявляющиеся в умении
договариваться и сотрудничать в команде, излагать и оформлять
выполненную
работу,
публично
представлять
её
результаты,
аргументированно отвечать на вопросы, корректно отстаивать свою точку
зрения.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Краеведение с проектной деятельностью»
Личностные результаты:
–
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в
российской истории традиций гражданского служения Отечеству;
–
патриотическое воспитание: сформированность гордости за
свою страну, свой край, свой язык и культуру, ценностное отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России;
–
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и
принятие духовно-нравственных ценностей российского народа;
–
эстетическое воспитание: представление об исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
–
трудовое
воспитание:
понимание
значения
трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
–
экологическое воспитание: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений;
–
ценность научного познания: осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте
предшествующих поколений.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
–
базовые
логические
действия:
раскрывать
причинноследственные связи событий прошлого и настоящего;
–
базовые исследовательские действия: осуществлять анализ
объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и
др.);
–
работа с информацией: осуществлять анализ внеучебной
исторической и географической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в социальном окружении;
–
совместная деятельность: координировать свои действия с
другими членами коллектива.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
самоорганизация: ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой
–
самоконтроль:
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации и рефлексии;
–
эмоциональный
интеллект:
осознавать
эмоциональное
состояние себя и других; регулировать способ выражения эмоций;
–
принятие себя и других: осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других.
Предметные результаты
–
понимание значимости своего края, малой родины в процессах
российской истории;
–
освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и
населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой
родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
–
умение соотносить события истории родного края и истории
России, характеризовать особенности развития культуры народов своего
края;
–
знание имен выдающихся соотечественников, исторических
личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым
героизмом, достижениями в различных областях деятельности;
–
умение формулировать и обосновывать собственную точку
зрения с опорой на фактический материал региональной и российской
истории;
–
владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей региональной и локальной истории;
–
умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.
3. Содержание учебного курса
Часть первая. Проектная деятельность
1.Введение. Особенности содержания и организации проектной и
исследовательской деятельности в 7 классе. Групповой и индивидуальный
проект. Виды проектов.
2. Методы исследования в гуманитарных науках. Понятие «наука».
Условная классификация наук. Гуманитарные, общественные, естественные,
технические науки.
Гуманитарные и общественные науки. Науки и
школьные предметы. Методы исследования в гуманитарных науках. Понятие
«метод». Сущность методов: наблюдение, самонаблюдение, сравнительный
метод, анализ документов, методы опроса, метод экспертных оценок,
биографический метод, проективные методы, тестирование, социометрия.
3.Структура проекта. Проблемная ситуация, проблема и проблемный
вопрос. Тема работы. Объект и предмет исследования. Актуальность темы.
Цели и задачи работы. План работы. Соотношение задач и плана работы.
4. Работа с информацией. Источники информации в гуманитарных и
общественных науках. Научный текст, научный стиль. Виды первичной
обработки информации: чтение текста с маркированием (инсерт),
организация информации с помощью кластера, интеллект-карты и т.д. План,
тезисы, конспект – способы организации информации и варианты ее
фиксации.
Ссылки на источники информации. Краткий анализ
использованных источников информации.
5. Оформление и защита проекта. Требования к письменной работ и ее
публичной защите.
Структура письменной работы: титульный лист,
содержание, введение, главы и параграфы в основной части, заключение,
список литературы, приложения.
Требования к презентации,
сопровождающей защиту. Требования к защитному слову. Представление
продукта проектной деятельности.
Часть вторая. Краеведение
6. Урал на карте. Название, физико-географический, топонимический,
социально-экономический смысл понятия. Урал на физической карте,
регионы, расположенные на Урале. Административная карта России.
УрФО. Свердловская область и ее соседи. Город Екатеринбург. История
Урала на ленте времени.
7. Начало уральской истории.
Источники и история изучения древнего Урала. Культура и быт населения
Урала в древности. Легенды Урала. Археологические памятники Урала.
Современные музеи Урала об его древней истории.
8. Освоение Урала, строительство первых заводов и городов на Урале.
Верхотурье – дорога в Сибирь. Строительство первых металлургических
заводов. Ирбит и ирбитская ярмарка. Первые ссыльные и переселенцы на
Урал. Появление административных центров: Екатеринбург (1723),Оренбург
(1735), Челябинск (1736) и др.
9. Урал в начале ХХ века, судьба последнего царя.
Политическое и социально-экономическое развитие Урала в начале ХХ
века. Революционные события на Урале. Гражданская война. Ссылка и
гибель царской семьи. Памятные места на Урале, связанные с этими
событиями.
10. Урал-опорный край державы. Урал в годы Великой Отечественной
войны. Урал-центр эвакуации предприятий, ресурсов, населения. Единство
фронта и тыла. Уральский танковый добровольческий корпус, его герои.
11. Урал – родина первого президента России. Политический и
экономический кризис в стране в 90-х годах. Биография Б.Н. Ельцина и его
роль в истории России.
12. Урал сегодня. УрФО и его состав. Региональные органы власти.
Урал как центр горного дела и металлургии страны сегодня. Особенности
современных городов Свердловской области. Образование, культура и
искусство Урала. Основные события международного и всероссийского
уровня на Урале. Выдающиеся люди Урала, Свердловской области и
Екатеринбурга. Туристические исторические маршруты Урала.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
Тема
1
Урал, смысл названия. Урал на физической и
административной карте. Основные темы и проекты
по курсу краеведения.
Основы проектно-исследовательской деятельности.
Методы исследования в гуманитарных науках.
Структура проекта.
Работа с информацией.
Оформление и защита проекта.
Урал на карте.
Начало уральской истории.
Освоение Урала. Строительство первых заводов и
городов на Урале.
Урал в начале ХХ века, судьба последнего царя.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
Урал-опорный край державы.
Урал – родина первого президента России.
Урал сегодня.
Итого
Количество
часов
4
1
3
4
4
2
2
3
3
2
2
4
34
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с
учетом
Рабочей программы воспитания гимназии.
Целью процессов воспитания и социализации обучающихся на уровне
основного общего образования в гимназии является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностнопрактического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной,
гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с
природой, с искусством и т.д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания,
содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных
возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями
окружающих людей, общества, государства,
помощь в личностном самоопределении, проектировании
индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей
профессиональной
деятельности,
поддержка
деятельности
обучающегося.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке
изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу,
выработки своего к ней отношения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в
гимназии на учебных занятиях используются
учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык
сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением
ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие
коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и
осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение
предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые
игры.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие
отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции планирования
этапов
выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания,
соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска
необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества
выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на
целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие
отработать навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной
оценки или
анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия
полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий,
выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных
задач;
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые
требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по
обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или
личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также
аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через
организацию учебной деятельности. При этом осуществляется:
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретических проблем, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения.
решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения
к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям,
выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных
ценностей);
использование проблемного метода обучения, учебно-практических и
учебно-познавательных задач, которые требуют выражения ценностных
суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе
имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также
аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.