Проблемные вопросы по обществознанию

Содержание
1.
2.
3.
4.

.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебной программы
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы с учетом рабочей программы воспитания

3
4
7
8

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральной
образовательной программой основного общего образования (далее ФОП ООО),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. N2 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования», зарегистрирован Минюстом РФ 12.07.2023 N2 74223, номер
опубликования: 0001202307140040, дата опубликования: 14.07.2023
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения Программы
формирования и развития универсальных учебных действий на уровне основного общего
образования в гимназии.
Общая характеристика учебного курса
Целью учебного предмета «Проблемные вопросы обществознания» является развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение отдельных аспектов обществоведческих
знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям
динамично развивающегося современного общества.
Основой учебного предмета «Проблемные вопросы обществознания» на уровне
основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе.
Учебный курс «Проблемные вопросы обществознания» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная
культура», «География».
Программа ориентирована на использование активных форм работы для приобретения
обучающимися практических навыков и умений. Предусматривается использование
информационно-коммуникационных технологий.
Место учебного предмета в учебном плане гимназии.
Согласно учебному плану гимназии учебный курс «Проблемные вопросы
обществознания» изучается по выбору в 9 классе в объёме 16 часов.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1. Личностные результаты
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.2. Метапредметные результаты
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия явлений;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
• • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; •
резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
2.3.Предметные результаты
Человек. Деятельность человека

 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
Общество
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
Социальная сфера
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
Сфера духовной культуры
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Экономика
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

3. Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека Потребности и их взаимосвязь с деятельностью
человека. Многообразие путей познания мира. Общение. Межличностные конфликты и
способы их разрешения.
Общество Общественный прогресс: сущность, критерии, противоречия. Глобальные
проблемы современности: причины, содержание, пути решения. Особенности и
перспективы развития современного российского общества.
Сфера духовной культуры Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России. Значимость образования в условиях информационного общества
Самообразование. Роль культуры в развитии личности подростка.
Социальная сфера жизни общества Основные социальные роли в подростковом
возрасте. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Социальная политика
Российского государства.
Экономика Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции
домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов
и расходов семьи. Личный финансовый план. Сбережения.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№ п/п Название темы
Потребности и их взаимосвязь с деятельностью человека. (Урокдискуссия)
2
Многообразие путей познания мира. (Семинар-практикум)
3
Общение. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
(Психологический тренинг)
4
Общественный прогресс: сущность, критерии, противоречия.
(Урок-дискуссия)
5
Глобальные проблемы современности: причины, содержание,
пути решения. (Семинар)
6
Особенности и перспективы развития современного российского
общества. (Практикум по материалам СМИ)
7
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России. (Практикум по материалам СМИ)
8
Значимость образования в условиях информационного общества.
Самообразование. (Экскурсия в вуз)
9
Роль культуры в развитии личности подростка. (Мини-проект)
10
Основные социальные роли в подростковом возрасте. (Минипроект)
11
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство.
(Семинар-практикум)
12
Социальная политика Российского государства. (Практикум по
материалам СМИ)
13
Банковские услуги для граждан. (Экскурсия)
14
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
(Семинар-практикум)
15
Личный финансовый план. (Мини-проект)
16
Защита от финансовых махинаций.
Итого: 16 часов
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом
Рабочей программы воспитания гимназии
Целью процессов воспитания и социализации обучающихся на уровне основного
общего образования в гимназии является социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства,

помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются
возможности для привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в
гимназии на учебных занятиях используются

учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие
коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление
сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.

учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие
отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов
выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения
графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов,
распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; Задачи,
формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на
прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие
отработать навыкарефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или

анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных
результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и
негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации
(пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной
деятельности. При этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретических проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к
ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор,
принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);

использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей
позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных
и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а
также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».