Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые
результаты
программы
внеурочной
деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое
планирование
программы
внеурочной
деятельности
3
6
9
18
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Федеральной рабочей программы для общеобразовательной школы «Русский язык»
предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других
5-9 классы». М.: Просвещение.
СанПиН 1.2.3685-21;
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии
русского языка обучающимися 5-9 классов в игровой и творческой форме, что
существенным образом отличается от традиционного подхода.
Актуальность программы
Программа курса «Занимательный русский язык» актуальна для учащихся, так как
формирование
орфографической
зоркости,
практическое
использование
лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности
учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности,
успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики
школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова
достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “Путь к грамотности”
должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Особое внимание в 5-6 классах уделяется формированию орфографической
зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку
рассуждений. Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных
правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание
закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих
применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в
правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется
«вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На
сегодняшний день пока ещё самой эффективной формой проверки грамотности
обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую
задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но
как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не
только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего
зависит написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило,
если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не
всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается.
Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё
труднее.
Курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в
усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у
прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым
ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий
(поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так
как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в
систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются
достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и
деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и
деепричастных оборотов.
Кроме
того
необходимо
учитывать,
что
темы
курса
5-6
классов
(«Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с
начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их
изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость
постоянного возвращения на уроках к ранее изученному с целью обработки умений и
навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Секреты
орфографии».
8-9 класс. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу
жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать
экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо
научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются
пробелы в знаниях по многим причинам. Есть необходимость обобщить и углубить
полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую
грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной
речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках
русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на
межпредметной основе.
Цель программы - повысить интерес учащихся к изучению русского языка в школе.;
преодолеть психологический барьер при изучении орфографии.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи:
научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения
орфографической задачи;
сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма;
углубить и систематизировать знания о языке, создание прочной, надежной базы
орфографических навыков;
уметь контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для
проверки трудных написаний словари и справочники.
уметь находить и исправлять орфографические ошибки.
правильно писать изученные в 5-8 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
уметь составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.
Формы проведения занятий (сочетание индивидуальной и групповой форм работы):
лекция;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок;
анализ и просмотр текстов разных типов и стилей;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с различными
словарями.
Продолжительность занятий.
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» рассчитана:
класс – 34 часа (1 час в неделю)
класс – 34 часа (1 час в неделю)
класс –34 часов (1 час в неделю)
класс –34 часов (1 час в неделю)
класс –17 часов (0,5 часа в неделю),
Итого: – 153 часа
Формы учёта знаний и умений:
беседа, викторина;
групповая работа;
экскурсии, поездки, походы, трудовые дела;
смотры, конкурсы, выставки;
коллективные творческие дела;
различные виды грамматического разбора;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
написание и редактирование орфографических диктантов;
проекты;
самостоятельное выполнение тестовых заданий.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результатами:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательный русский
язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
уметь
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно
использовать
речевые
средства
для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Путь к грамотности» является
сформированность следующих умений:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей
речи;
по лексике: пользоваться разными видами словарей;
по
словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с
морфемике
и
словообразованию: производить морфемный и
помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных
частей речи;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами,
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м
классе слова с непроверяемыми написаниями;
по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с
учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику
предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений,
стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в
стилистических целях;
3. Содержание программы внеурочной деятельности
5 класс (34 ч.: теория – 7,5 ч; практика – 26,5 ч.)
Тема 1. Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность? (1ч. )
Высказывания писателей и поэтов о русском языке. Орфография как система правил
правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Правописание безударных
гласных, правописание согласных в корне слова (алгоритм). Учить опознавательным
признакам орфограмм.
Тема 2. Как они пишутся? (1ч.)
Знакомство с орфографическими словарями. Самостоятельная работа на умение
опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. Творческое заданиесоставление предложений, где используется изучаемая орфограмма.
Тема 3. В путь за главным правилом. (1ч.)
Орфография.
Орфограмма.
Типы
орфограмм.
«Ошибкоопасные»
места.
Орфографический диктант.
Тема 4. Опасные согласные. (1 ч.)
Правописание звонких-глухих согласных. Опознавательные признаки согласных.
Конкурс-игра «А что у вас?»
Тема 5. На сцене гласные (1 ч.)
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Опознавательные
признаки гласных. Орфографический диктант. Тема 6. «Фонемные» и «нефонемные»
правила (1 ч.)
Работа с текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием «К пятёрке
шаг за шагом», работаем с таблицей, заполняя её примерами. В качестве закрепления
материала проводим объяснительный диктант.
Тема 7. Наш знакомый – Ь (1 ч.)
Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием, работаем с таблицей,
заполняя её примерами.
Тема 8. «АУ! Непроизносимые согласные» (1 ч.)
Правописание непроизносимых согласных. Опознавательные признаки согласных.
Групповая работа.
Тема 9. Строительная работа морфем. (2 ч.)
Состав слова. Правописание предлогов и приставок. Теоретический практикум.
Познакомить учащихся с морфемным разбором. Практические задание разного уровня
сложности на изучаемый материал, использование игровых моментов. Редактируем
предложенный в пособии текст. В качестве контроля проводим тестирование.
Тема 10. Приставки- труженицы(1 ч.)
Правописание предлогов и приставок. Практические задание разного уровня сложности
на изучаемый материал, использование игровых моментов
Тема 11. Для разных приставок – разные правила. (1ч.)
Работаем с лингвистическим портфолио, составляем таблицы, схемы. Контрольвыполнение тестовых заданий.
Тема 12. С этими приставками никаких хлопот (1ч.)
Составляем и записываем правило-помощник. Пользуясь правилом, выполняем
задания, комментируя выбор написания. Конкурс-игра «Что там стоит»
Тема 13. Приставки-нарушители! (1ч.)
Составляем и записываем правило-помощник. Пользуясь правилом, выполняем
задания, комментируя выбор написания. Орфографический диктант.
Тема 14. Внимание! Самые трудные! (1ч.)
Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании). Знакомимся
с правилом, работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе
нужной согласной. В качестве контроля проводим взаимодиктант, лингвистическую
дуэль.
Тема 15. Смотри в корень! Слова-родственники. (2ч.)
Формирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании). Знакомимся
с правилом, работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе
нужной гласной. В качестве контроля проводим взаимодиктант, лингвистическая дуэль.
Тема 16. Сколько бывает родственных слов? (1ч.)
Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», «Отгадай слово».
Самостоятельная работа. Викторина
Тема 17. Кто командует корнями? (5ч.)
Чередующиеся гласные в корнях (-раст-рос-; -лаг-лож- ). Теоретический практикум.
Составление таблицы –выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий с выбором
ответа и заданий повышенной сложности. Выполнение тестовых заданий (в форме
ЕГЭ). Обучаем, играя «Передай мелок». Чередующиеся гласные –е –и- в корнях.
Составление
таблицы
«Условия
выбора
гласной».
Орфографический
диктант.
Составление схем и алгоритмов. Грамматический разбор
Тема 18. Приведём все знания в порядок. Речевые игры. (5ч.)
Орфография. Правописание гласных -о-е- после шипящих в корне слова, буквы –ы-ипосле –ц-. Знакомимся с правилом, работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не
ошибиться в выборе нужной гласной. Выполняем задания в пособии. В качестве
контроля проводим взаимодиктант, лингвистическую дуэль.
Гласные е-и в падежных окончаниях существительных. Составление таблицы «-Е-И- в
окончаниях существительных». Практические занятия в игровой форме: «Третий
лишний», «Отгадай слово». Самостоятельная работа.
Падежные окончания прилагательных. Составляем и записываем правило-помощник:
«Пиши окончания прилагательных правильно!». Пользуясь правилом, выполняем
задания комментируя выбор написания.
Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых
заданий.
Орфографический диктант.
Тема 19. «Рождается внезапная строка».
(Речетворческий тренинг. «Бином
фантазии») (2ч.) Групповая работа. Орфографическая работа с текстом. Вставить
пропущенные орфограммы, расставить недостающие знаки препинания. Предложенный
текст из пособий учителя. Проверяем, играя. «Лингвистический винегрет»: найти среди
слов нужную орфограмму.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: различные
виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово»,
«передай мелок», «кто больше?»)
Тема 20. «Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография. (2ч.)
Тренировочные
упражнения
на
страницах
пособия.
В
качестве
контроля
-
распределительный диктант. Подготовка проектов, лингвистическое сочинение,
тестирование. Зачётная работа. Тема 21. Итоговые уроки. (2 ч. )
Защита проектов. К концу занятий «Путь к грамотности» учащиеся должны повысить
уровень
грамотности,
сформировать
умения
нормативного,
целесообразного
использования языковых средств через различные виды деятельности.
6 класс (34 ч.: теория – 8,5 ч; практика – 25,5 ч)
Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2 ч.)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном
языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке. Конкурс-аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о русском
языке.
Лингвистическая игра «Происхождение слов»
Тема 2. Самое лучшее – прямо и просто сказанное (1ч.).
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Групповая работа с
текстом.
Тема 3. Не всё годится, что говорится (2ч.)
Жаргоны, диалекты, использование историзмов и лексических неологизмов. Играконкурс «Кто больше?», «Крылатые выражения и «афоризмы». Нахождение афоризмов
и крылатых выражений в произведениях В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»,
«Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Конкурс «Своя игра» по теме.
Тема 5. Каков человек такова и его речь. (2ч.)
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском
литературном языке. Фонетический КВН.
Тема 6. С русским языком можно творить чудеса. (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском
языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая
работа
«Составление
словообразовательных
гнёзд
–
«словесных
деревьев».
Правописание суффиксов. Орфографический диктант.
Тема 7. Различай и отличай.(3ч.)
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.
Самые трудные приставки ПРИ-, ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание
приставок, решение кроссвордов, ребусов. Составление сводной таблицы и алгоритма
выбора орфограммы в приставках.
Тема 8. Командира приказ – закон для нас, или кто командует корнями? (2ч.)
Чередование гласных в конях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстом.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4ч.)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи
существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический
турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Игра «Неизвестное об
известном» на распознавание частей речи. Орфографический диктант.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.(4ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой.
Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной программе.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1ч.)
Телефонный
разговор.
содержательность,
Общие
правила
информативность;
телефонного
дружелюбный
тон,
разговора:
вежливость;
краткость,
средняя
громкость голоса; чёткое произношение слов; умеренная эмоциональность. Групповая
работа «Кодекс телефонного разговора»
Тема 12.В многословии не без пустословия. (2ч.)
Речевая избыточность и недостаточность. Плеоназм, тавтология. Наблюдение за речью
дикторов, нахождение нарушений языковых форм. Подготовка монолога.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.)
Как поддержать разговор. Речевые поддержки разговора. Тематика разговора. Конкурс
знатоков речи. Орфографический диктант.
Тема 14. Что в имени тебе моём.(3ч.)
История появления имён, отчеств, фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
антропонимикой. Проект о происхождении имён. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие (1ч.)
Аукцион знаний.
7 класс (35 ч.: теория – 8,5 ч; практика – 26,5 ч)
Тема 1. Дорога к письменности. Древние письмена(1ч.)
Высказывания писателей и поэтов о русском языке. Почему мы умеем говорить? Язык и
речь. Дорога к письменности. О чём рассказали древние письмена. Сочинениеминиатюра
Тема 2. Тайны фонемы(1ч.)
Фонемы повелевают буквами. Конкурс-аукцион на лучшего знатока пословиц и
поговорок о русском языке.
Тема 3. Опасные согласные (1ч.)
Правописание
звонких-глухих
согласных. Опознавательные
признаки
согласных. В качестве закрепления материала проводим конкурс-игру «Лабиринт
орфограмм».
Тема 4. Главное правило (фонемное). Фонемные и нефонемные правила. (1ч.)
Работа с текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием «К пятёрке
шаг за шагом», работаем с таблицей, заполняя её примерами.
Тема 5. Когда Ь пишется, а когда не пишется? (1ч.)
Хитрый мягкий знак. Наблюдения за языковыми явлениями. Орфографический диктант.
Тема 6. Нефонемное правило «И-Ы после Ц» (1ч.)
Опознавательные признаки орфограммы. Составление таблицы. Исключения. Игра
«Передай мелок»
Тема 7. Правописание О-Ё после шипящих. (1ч.)
Составление таблицы «О-Ё после шипящих во всех морфемах и частях речи». Работа с
РТ Орфографический диктант.
Темы8-11. Правописание приставок.
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Коварная приставка С-(1ч.)
Приставки на –З и – С.(1ч.)
Самые трудные приставки ПРЕ- и ПРИ-(2ч.)
Правописание приставок «Только так». Опасная С-. Опасные согласные в приставках
Правописание приставок, зависящих от значения.
Тренировочные
упражнения на
правописание
приставок,
решение
кроссвордов, ребусов. Составление сводной таблицы «Правописание приставок»,
алгоритма. Конкурс-игра «Лингвистическая дуэль». Групповая работа
Тема 12. Секреты родственных слов(1ч.)
Однокоренные слова. Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний»,
«Отгадай слово». Коллективная творческая работа.
Тема 13-18.Правописание чередующихся корней
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания .(1ч.)
Орфограмма с девичьим именем. Чередование И-Е в корне(1ч.)
Суффикс –А- продолжает командовать. Чередование И-Е в корне(1ч.)
Командует ударение. Корни с чередованием(1ч.)
Командуют согласные звуки. Корни с чередованием(1ч.)
Командует смысл. Корни с чередованием(1ч.)
Чередование гласных в конях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Составление сводной
таблицы «Чередующиеся корни. Конкурс–игра «Кто там командует?». Работа с
текстом. Орфографический диктант.
Тема 19. Двойные согласные в корне слова (1ч.)
Тренировочные
упражнения на
страницах
пособия.
В
качестве
контроля –
распределительный диктант.
Тема 20-22. Правописание суффиксов
Суффиксы существительных (1ч.)
Суффиксы прилагательных (1ч.)
Правописание суффиксов причастий (1ч.)
Зависимость правописания от суффикса. Решение лингвистических примеров и задач.
Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 23. Окончания существительных(1ч.)
Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием «К пятёрке шаг за шагом»,
работаем с таблицей, заполняя её примерами. Игра «Лабиринт орфограмм»
Тема 24. Правописание личных окончаний глаголов.(1ч.)
Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием «К пятёрке шаг за шагом»,
работаем с таблицей, заполняя её примерами. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее»
Тема 25. Контрольное тестирование(1ч.)
Контроль усвоения материала.
Тема 26. Правописание частицы НЕ со всеми частями речи(1ч.)
Составление сводной таблицы «Правописание НЕ и НИ». Работа с текстом.
Распределительный диктант.
Тема 27. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений(1ч.)
Работа с деформированным текстом. Лингвистическое лото. Викторина
Тема 28-29. Правописание Н и НН в разных частях речи (2ч.)
Работа с пособием. Работа с текстом. Конкурс-игра «Узнай меня. Орфографический
диктант.
Тема 30-31. Правописание наречий (2ч.)
Способы образования наречий. Решение лингвистических задач. Наречия в загадках.
Тема 32. Позиция «полу-слитно» (дефисы) (1ч.)
Слитное, раздельное и дефисное правописание слов. Работа с пособием. Решение
лингвистических задач и примеров.
Тема 33. Предлоги-братья. Правописание производных предлогов(1ч.)
Конструкции с предлогами и без предлогов. Различение предлогов в соответствии с
присущими им значениями. Грамматический разбор.
Тема 34. «Пары» (тоже/то же; также/так же; чтобы/что бы; зато/за то;
поэтому/по этому)
(1ч.)
Правописание союзов. Дидактическая игра с союзами. Лингвистическая игра «Найди
соответствие». Орфографический диктант.
Тема 35. Итоговое занятие. Контрольное тестирование(1ч.)
8 класс (35 ч: теория – 6,5 ч; практика – 28,5 ч)
Тема 1. Секреты письменной речи (10ч.)
Работа с пособием «К пятёрке шаг за шагом». Работа со словарями. Мини сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!». Конкурс-аукцион на лучшего знатока
пословиц и поговорок о русском языке. Коллективная творческая работа. Составление
опорных схем, таблиц, алгоритмов. Решение ребусов и лингвистических задач.
Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Работа с деформированными текстами.
Конкурсы игры «Что там стоит?», «Кто быстрее». Орфографический диктант.
Грамматические разборы.
Тема 2. Загадки русского языка (15ч.)
Практикум. Работа с карточками – морфемами. Нахождение орфограммы приставки.
Решение лингвистических задач и примеров. Тестирование. Нахождение корней в
слове и орфограммы в корнях. Составление опорных схем и словообразовательных
цепочек.
Орфографические диктанты. Лингвистическое лото. Экскурсия в библиотеку. Игра
«Лабиринт орфограмм». Викторина «Узнай меня».
Грамматические
турниры.
Коллективная работа: составление словарика семиклассника. Конкурс «Своя игра».
Тема 3.Секреты орфографии (5ч.)
Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со
словарём, письменные и устные упражнения) Грамматический турнир.
Тема 4.Тайны русского языка (5ч.)
Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых
заданий. Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование.
Защита проектов.
9 класс (17 ч: теория – 3,75 ч; практика – 13,25 ч)
Тема 1. Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросов
орфографии. Комплексный подход к этимологическому анализу.
Группировка
материала для этимологического анализа. (2 ч.)
Тема 2. Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-,
псевдо
-)
в
качестве
приставок.
Правописание
сложных
существительных.
Ознакомление с особенностями правописания и употребления в речи слов с
иноязычными приставками. (1 ч.)
Тема 3. Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и
приставкой до-
. Орфографический анализ текста. Сравнение значения правописания отдельных частей
слова. (1 ч.)
Тема 4. Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные
предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Анализ
текста с определением частей речи. (2 ч.)
Тема 5.
Модели образования сложных прилагательных.
Слитное написание
сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно. Изучить происхождение
трудно проверяемых слов с применением этимологического анализа. (2 ч.)
Тема 6. -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных,
наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой
форме.
Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного
вида.
Правописание
отглагольных
прилагательных.
Анализ
ошибок,
связанных
с
употреблением –Н- -НН- в суффиксах данных частей речи. (2 ч.)
Тема 7. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные
соединением
предлогов
–
приставок.
Наречия,
имеющие
в
своем
составе
существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском
языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и
временного значения.
Раздельное написание наречных сочетаний. Принцип написания отдельных частей речи
через дефис. (2 ч.)
Тема 8. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и
причастиями на – мый. Орфографический анализ текста. Выявление и исправление
орфографических ошибок. (1ч.)
Тема 9. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных,
прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся
слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Употребление слов с дефисным написанием и
употреблением тире в научной и художественной речи. (2ч.)
Тема 10. Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие
приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- .
Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с
различными частями слова. Сравнение правописания отдельных частей слова,
проникнув в тайну его этимологии. (1ч.)
4. Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Часы
Аналитическая беседа
1
Как они пишутся?
(Знакомство с
орфографическими
словарями)
В путь за главным правилом.
«Ошибкоопасные» места.
Творческая работа
1
Орфографический
диктант.
1
4
Опасные согласные
Конкурс-игра
1
5
На сцене гласные
Орфографический диктант
1
6
«Фонемные» и «нефонемные»
правила
Наш знакомый - Ь
Игра-конкурс
1
Составление схем
1
Аукцион
1
Конкурс
2
1
Можно ли писать без букв?
Форма проведения
занятия
Когда возникла письменность?
2
3
7
«АУ! Непроизносимые
согласные»
9-10 Строительная работа морфем
8
11
Приставки- труженицы
Практическая работа
1
12
Для разных приставок –
разные правила.
Практикум
1
13
С этими приставками никаких
хлопот
Конкурс-игра
1
14
Приставки-нарушители!
Орфографический разбор
1
15
Внимание! Самые трудные!
Грамматический разбор
1
Смотри в корень! Словародственники.
Конкурс-игра
2
Сколько бывает родственных
слов?
Лингвистическая дуэль
1
1617
18
ЦОР/ЭОР
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
коллекция ЦОР
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
коллекция ЦОР
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
19
Кто командует корнями?
(полногласие)
Составление таблицы
1
20
Кто командует корнями?
(сочетание -ир-а-)
Составление схем и
алгоритмов
1
21
Кто командует корнями?
(ударение)
Кто командует корнями?
(согласные звуки)
Грамматический разбор
1
Орфографический разбор
1
Кто командует корнями?
(смысл)
Составление алгоритма
1
2428
Приведём все знания в
порядок.
Речевые игры.
Лингвистическая дуэль
5
2930
«Рождается внезапная строка» Экскурсия
22
23
3132
3334
Орфографический разбор
2
(Речетворческий тренинг.
«Бином фантазии»)
«Не лезьте за словом в
карман!». Или вам поможет
орфография.
Итоговые уроки
Конкурс-игра
2
Защита проектов
2
Итого:
коллекция ЦОР
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
коллекция ЦОР
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
34
6 класс (34 часа)
№
Тема занятия
п/п
1-2 Язык – вековой труд поколений.
3 Самое лучшее – прямо и просто
сказанное
4-5 Не всё годится, что говорится.
Форма проведения
занятия
Часы
Конкурс-аукцион
2
Работа с текстом
1
КВН
2
6-7 «Для всего в русском языке есть Аналитическая беседа
великое множество слов».
2
8-9 Каков человек такова и его речь.
Фонетический
КВН
2
10- С русским языком можно творить
12 чудеса.
Орфографический
диктант Практическая
работа
3
13- Различай и отличай.
15
Составление таблицы,
алгоритма
3
ЦОР/ЭОР
http://schoolcollection.edu.r
u/
- единая
коллекция ЦОР
http://schoolcollection.edu.r
u/
- единая
коллекция ЦОР
http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
«Языкознание»
http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
16- Командира приказ – закон для нас, Викторина
17 или кто командует корнями?
2
18- Кто грамоте горазд, тому не
21 пропасть.
4
Аукцион знаний.
Грамматический турнир
Орфографический разбор
22- Нет той тайны, чтобы не была
25 явна.
Коротко да
ясно, оттого
прекрасно.
27- В
28 многословии
не без
пустословия.
29- По речи
30 узнают
человека.
31- Что в имени
33 тебе моём.
34 Итоговое
занятие
26
Творческая работа
http://schoolcollection.edu.r
u/
- единая
коллекция ЦОР
4
Конкурс
1
Творческая работа
2
Орфографический
разбор
2
Защита проекта
3
Защита проекта
1
Итого:
«Языкознание»
34
7 класс (34 часа)
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Дорога к письменности.
Древние письмена
Сочинение-миниатюра
2
Тайны фонемы
Конкурс-аукцион
1
1
3
Опасные согласные
Конкурс-игра
1
4
Главное правило (фонемное).
Фонемные и нефонемные
правила
Когда Ь пишется, а когда не
пишется?
Аналитическая беседа
1
Орфографический разбор
1
№
п/п
1
5
6
Нефонемное
после Ц»
правило
7
Правописание О-Ё после
шипящих
«И-Ы Составление таблицы
Орфографический разбор
Часы
1
1
ЦОР/ЭОР
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
коллекция ЦОР
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
http://schoolcollection.edu.
ru/
- единая
коллекция ЦОР
Приставки, которые пишутся
всегда одинаково. Коварная
приставка СПриставки на –З и – С.
Составление сценария
1
Составление алгоритма
1
10-
Самые трудные приставки
Конкурс-игра
2
11
ПРЕ- и ПРИ-
12
Секреты родственных слов
Лингвистические игры
1
13
Кто командует корнями?
Полногласные и
неполногласные сочетания
Беседа
1
14
Орфограмма с девичьим
именем. Чередование И-Е в
корне
Викторина
1
15
Суффикс –А- продолжает
командовать. Чередование И-Е
в корне
Конкурс-игра
1
16
Командует ударение. Корни с
чередованием
Беседа
1
17
Командуют согласные звуки.
Орфографический разбор
1
18
Корни с чередованием
Командует смысл. Корни с
чередованием
Тестирование по
чередующимся корням
1
19
Двойные согласные в корне
слова
Распределительный
диктант
1
20
Суффиксы существительных
Беседа
1
21
Суффиксы прилагательных
Диктант с продолжением
1
22
Правописание суффиксов
причастий
Составление алгоритма
1
23
Окончания существительных
Составление схемы
1
24
Правописание личных
окончаний глаголов.
Составление схемы
1
25
Контрольное тестирование
Тестирование
1
26
Правописание частицы НЕ со
всеми частями речи
Составление алгоритма
1
27
Правописание неопределенных Викторина
и отрицательных местоимений
1
28-29 Правописание Н и НН в разных Орфографический
частях речи
диктант
2
8
9
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
30-31 Правописание наречий.
32
33
34
Позиция «полу- – слитно»
(дефисы)
Предлоги-братья.
Правописание производных
предлогов
«Пары»(тоже/то же; также/так
же; чтобы/что бы; зато/за то;
поэтому/по зтому)
Групповая работа
2
Беседа
1
Грамматический разбор
1
Защита проектов
1
ИТОГО: 34 часа
8 класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
http://russkiyjazi
k.ru Энциклопед
ия
«Языкознание»
1
Дорога к письменности. Как люди Аналитическая беседа
обходились без письма.
1
2
Орфография как раздел науки о
языке. Основные принципы
русской орфографии.
Тайна фонемы.
Составление алгоритмов
1
Конкурс-аукцион
1
может Орфографический разбор
1
3
4
Ударение над гласной
сделать букву ясной.
5
Коварные словарные слова.
Групповая работа
1
6
Орфографический словарь - наш
главный помощник.
Коллективная работа
1
7
Опасные согласные.
Беседа
1
8
Звонкие и глухие «двойняшки»
Аналитическая беседа
1
9
Старые знакомые Ъ и Ь
Грамматический разбор
1
10 Большие и маленькие
Беседа
(правописание имен собственных)
11 Слитно, раздельно, через дефис.
Орфографический разбор
1
12 Орфографические головоломки.
Викторина
1
13 Словарные слова.
Коллективная работа
1
14 Решение орфографических задач.
Грамматический турнир
1
15 История образования и
правописания числительных.
Конкурс-аукцион
1
1
http://window.ed
u.ru/window/cata
log?p_rubr=2.1.2
1/ – Ресурсы по
русскому языку
16 Правописание местоимений.
Беседа
1
17 Приставки-труженицы
(классификация приставок)
Составление опорных
схем
1
18 Суффиксы – большие молодцы.
Орфографический разбор
1
19 Волшебный клубок орфограмм.
Тестирование
1
20 Орфографические головоломки.
Орфографический
турнир
1
21 Путешествие в страну русского
языка.
Заочная экскурсия
1
22 Правописание корней с
чередованием е - и.
Составление алгоритма
1
23 Дефисное и слитное написание Конкурс «Своя игра»
сложных прилагательных.
1
24 Не с прилагательными.
Орфографический разбор
1
25 Значение орфографии.
Творческая коллективная
работа
1
26 Решение орфографических задач
Грамматический турнир
1
27 Орфографические головоломки.
Групповая работа
1
28 Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных.
Составление схемы
1
29 Дефис в неопределенных
местоимениях.
30 Фразеологизмы.
31 Речевые игры.
Тестирование
1
Конкурс «Своя игра»
Лингвистическое
сочинение
1
1
32 Знаки
препинания
предложениях с прямой речью
33 Правописание корней с
чередованием а-о
34 Гласные ы и и после приставок
в Беседа
1
Защита проектов
1
Защита проектов
1
Итого:
http://window.ed
u.ru/window/cat
alog?p_rubr=2.1.
21/ – Ресурсы
по русскому
языку
34
9 класс (17 часов)
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
1-2 Вводное занятие.
Этимологический подход к
анализу трудных вопросов
орфографии.
Аналитическая беседа
2
Иноязычные морфемы (архи-,
пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-,
контр-, псевдо -) в качестве
приставок.
4 Написание глаголов с приставкой
недо- и глаголов с частицей не и
приставкой до- .
5-7 Правописание производных
предлогов и предложных
сочетаний.
8-9 Модели образования сложных
прилагательных.
Орфографический разбор
1
Орфографический анализ
текста.
1
Анализ текста с
определением частей
речи
Лингвистическая дуэль
3
10- -Н- и –НН- в прилагательных,
11 причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях.
Орфографический анализ
текста.
2
12- Слитное, дефисное и раздельное
13 написание наречий.
Орфографический
практикум
2
Слитное и раздельное написание
НЕ с отглагольными
прилагательными и причастиями
на - мый.
15- Дефис и тире в орфографии и
16 синтаксисе.
Орфографический анализ
текста.
1
Выборочное письмо
орфогр
2
Защита проектов
1
3
14
17
Словообразование и этимология.
Итого:
34 часа
2
http://window.ed
u.ru/window/cata
log?p_rubr=2.1.2
1/ – Ресурсы по
русскому языку