Литературный максимум

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

3
4
5
7

1. Пояснительная записка
Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности «Литературный

максимум»

разработана в соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;


приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;


Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература» (предметная

область «Русский язык и литература»)


СанПиН 1.2.3685-21;
Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика

и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Цель программы – формирование у обучающихся культуры читательского
восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и
письменных высказываний.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи:


приобщение обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической

литературы;


воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению

национальной

культуры,

способствующей

воспитанию

патриотизма,

формированию

национально-культурной идентичности;


формирование гуманистического мировоззрения;



воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений;



формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в

том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для
понимания, анализа и интерпретации художественных произведений;
1



формирование умения воспринимать художественные произведения в историко-

культурном контексте;


формирование умения сопоставлять художественные произведения;



развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.



совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной

литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Учебный курс предназначен для обучающихся 9 классов МАОУ гимназии №116 и
рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Форма организации: семинар, лекция-практикум, самостоятельная работа.
2. Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Литературный максимум» будут достигнуты следующие
результаты
1. Личностные результаты:


осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы;


готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;


ценностное отношение к достижениям своей Родины в области литературы.



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с

оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;


восприимчивость к литературному творчеству своего и других народов, понимание

эмоционального воздействия искусства слова;


способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
2

2. Метапредметные результаты:
формирование познавательных (выявлять характеризовать объекты, классифицировать,
выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания в литературном образовании, выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную информацию
различных

видов

и

форм

представления),

коммуникативных

(воспринимать

и

формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя в устных и письменных текстах) и регулятивных (выявлять
проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые

в

художественной

литературе;

владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации и рефлексии в литературном образовании; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев)
универсальных учебных действий.
3. Предметные результаты:


понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в

формировании

гражданственности

и

патриотизма,

укреплении

единства

многонационального народа Российской Федерации;


овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного

народного

творчества

и

художественной

литературы,

умениями

воспринимать,

анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов;


развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии

на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному;


совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных

жанров.
3. Содержание программы
Введение (1 час)
Вводное занятие. Т/Б. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.
Читательские интересы.
Тема 1. Теоретико-литературные понятия: вспомнить всё (7 часов)
3

Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление, лирическое отступление.
Ремарка. Автор и читатель. Литературная критика. Авторская позиция. Тема, тематика,
мотив, вечные темы в литературе. Проблема, проблематика. Идея, интерпретация,
подтекст. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
Жанры литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма,
комедия, трагедия; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня,
послание, сонет, элегия, эпиграмма. Литературные роды (драма, лирика, лироэпос, эпос).
Литературный герой, тип литературного героя («лишний человек», «маленький человек»,
резонёр). Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценический персонаж.
Лирический герой. Пафос (героический, трагический, комический). Трагическое и
комическое. Стих и проза. Поэзия: ритм; рифма; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлаботоническая); стихотворная строка; стихотворный метр (хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест), стихотворный размер; акцентный стих, белый стих,
верлибр, дольник; строфа (в том числе онегинская строфа). Содержание и форма. Стиль.
Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (в том числе кольцевая, рамочная). Контраст.
Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Художественная

литература

и

устное

народное

творчество,

жанры

фольклора.

Художественный вымысел. Фантастика. Художественный образ. Вечные образы в
литературе. Система образов, образ автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет,
интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика,
внутренняя речь. Психологизм. Художественное время и художественное пространство.
Цитирование. Эпиграф. Язык художественного произведения (тропы, фигуры речи и др.)
Афоризмы. Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова,
индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная,
эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы,
фразеологизмы. Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет. Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические
фигуры: вопрос, восклицание, обращение; умолчание. Анафора и эпифора, звукопись
(аллитерация, ассонанс), лексический повтор, рефрен, синтаксический параллелизм.
Тема 2. Историко-литературный процесс (5 часов)
Историко-литературный

процесс.

Литературные

сентиментализм, романтизм, реализм.

4

направления:

классицизм,

Тема 3. Избранные авторы и их произведения. Обсуждение, обобщение, углубление. (13
часов)
Идеи произведений древнерусской литературы и 18 века. Особенности повестей Н.М.
Карамзина и И.С. Тургенева. Эзопов язык в баснях И.А. Крылова и сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Художественные миры В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
Художественные миры М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Драматические произведения
(Фонвизин Д.И., А.С. Грибоедов, А.Н. Островский). Лирика Ф.И. Тютчева и Ф.А. Фета и
лирическая проза И.А. Бунина. Художественные миры А.А.Блока, В.В.Маяковского и
С.А.Есенина. Тематическое многообразие и точки соприкосновения произведений Ф.М.
Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Произведения о Великой Отечественной
войне. Творчество В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.
Поэзия 2 половины XX века. Зарубежная литература.
Тема 4. Фрагментарный и целостный анализ художественных произведений.
Сочинения разных форматов. (8 часов)
Развёрнутый ответ на вопрос по прозаическому произведению. Развёрнутый ответ на
вопрос

по

лирическому

произведению.

Сопоставление.

Целостный

анализ

художественного произведения. Сочинение. Анализ сочинения.
4. Тематическое планирование
№

Тема занятия

1

Вводное
занятие.
Читательские интересы

Форма проведения
занятия
Введение

Часы

ЦОР/ЭОР

1

http://schoolcollection.edu.ru/
- единая коллекция
ЦОР

Семинар

http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
«Языкознание»
1.1

Тема 1. Теоретико-литературные понятия: вспомнить всё
Роды и жанры литературы
1
Лекция-практикум

1.2

Тема. Проблема.
Мотив. Пафос

Идея.

1.3

Трагическое.
Комическое.
Фантастическое

1.4

Автор и герой

Лекция-практикум

1

1.5

Способы создания образа

Лекция-практикум

1

1.6

Сюжет.

Лекция-практикум

1

Фабула.

Лекция-практикум
Лекция-практикум

5

1
1

http://schoolcollection.edu.ru/
- единая коллекция
ЦОР

http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
«Языкознание»

Композиция. Конфликт
1.7

Язык
художественной
литературы

2.1

Тема 2. Историко-литературный процесс
Историко-литературный
Лекция-практикум
1
процесс

2.2

Классицизм

Лекция-практикум

1

2.3

Сентиментализм

Лекция-практикум

1

2.4

Романтизм

Лекция-практикум

1

2.5

Реализм

Лекция-практикум

1

3.1

Лекция-практикум

1

http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
«Языкознание»

Тема 3. Избранные авторы и их произведения. Обсуждение, обобщение, углубление
Идеи
произведений
Лекция-практикум
1
древнерусской литературы и
18 века

3.2

Особенности повестей Н.М.
Карамзина и И.С. Тургенева

Лекция-практикум

1

3.3

Эзопов язык в баснях И.А.
Крылова и сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина

Лекция-практикум

1

3.4

Художественные миры В.А.
Жуковского и А.С. Пушкина

Лекция-практикум

1

3.5

Художественные
миры
М.Ю. Лермонтова и Н.В.
Гоголя

Лекция-практикум

1

Драматические
произведения
(Фонвизин
Д.И., А.С. Грибоедов, А.Н.
Островский)

Лекция-практикум

3.7

Лирика Ф.И. Тютчева и Ф.А.
Фета и лирическая проза
И.А. Бунина

Лекция-практикум

1

3.8

Художественные
миры
А.А.Блока, В.В.Маяковского
и С.А.Есенина

Лекция-практикум

1

3.9

Тематическое многообразие
и точки соприкосновения
произведений
Ф.М.
Достоевского, Л.Н. Толстого
и А.П. Чехова

Лекция-практикум

1

3.10

Произведения о Великой
Отечественной войне

Лекция-практикум

1

3.6

http://schoolcollection.edu.ru/
- единая коллекция
ЦОР

6

1

http://schoolcollection.edu.ru/
- единая коллекция
ЦОР

http://russkiyjazik.
ru Энциклопедия
«Языкознание»

3.11

Творчество В.М. Шукшина,
А.И. Солженицына, В.Г.
Распутина, В.П. Астафьева

Лекция-практикум

1

3.12

Поэзия 2 половины XX века

Лекция-практикум

1

3.13

Зарубежная литература

Лекция-практикум

1

Тема 4. Фрагментарный и целостный анализ художественных произведений. Сочинения
разных форматов
4.1 Развёрнутый ответ на вопрос
Практикум
1
по
прозаическому
произведению.
4.2

Развёрнутый ответ на вопрос
по
прозаическому
произведению.
Сопоставление

Самостоятельная работа

1

4.3

Развёрнутый ответ на вопрос
по
лирическому
произведению.

Практикум

1

4.4

Развёрнутый ответ на вопрос
по
лирическому
произведению.
Сопоставление

Самостоятельная работа

1

4.5

Целостный
художественного
произведения

Практикум

1

4.6

Сочинение

Самостоятельная работа

1

4.7

Анализ сочинений

Практикум

1

4.8

Анализ сочинений

Самостоятельная работа

1

анализ

ИТОГО: 34 часа

7

http://schoolcollection.edu.ru/
- единая коллекция
ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».