Россия - мои горизонты

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование

3
5
8
10

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты» составлена на
основе требований к результатам реализации образовательной программы основного общего и
среднего общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), утвержденным Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального
закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное
законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182
от 20.12.2020 года), с учетом Примерной программы курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» и Программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на
основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего
образования, в рамках

которой педагогический

организации обеспечивает достижение

коллектив

предметных,

образовательной

метапредметных

и личностных

результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности,
организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация
обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих
личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора
индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального
образования.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и
вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цель программы - формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:


построение

системы

содействия

обучающихсяобщеобразовательных

профессиональному самоопределению
организаций, основанной на

сочетании

мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного
и диагностико- консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников
образовательного процесса;



выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и

внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному
самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;


формирование

индивидуальных

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению

образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов,
способностей, доступных им возможностей;


информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального

образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем
профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;


формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других

компетенций,

необходимых

для

осуществления

всех

этапов

карьерной

самонавигации,

приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной
прохождения

среды

профессионального

профессиональных

проб,

самоопределения,

осознанного

самооценки

конструирования

успешности

индивидуальной

образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и
возможностей среды;


формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения

жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.


В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из

направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».


Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является

обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в
связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием
школьника,

т.е.

интегрирована

в

учебно-воспитательный

процесс,

а,

следовательно,

профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как
отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Профминимум» в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе
обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс).
На освоение курса внеурочной деятельности в 6-11 классах предусмотрено 34 часа в год (из расчета 1
час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,

свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в
рамках реализации программы «Билет в будущее»;


готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе

взаимопонимания и взаимопомощи.


В сфере патриотического воспитания:



осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,

технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;



готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;


осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации

подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:


осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения

для представителей многих профессий;


стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;



стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той

сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе

навыков безопасного поведения в интернет-среде;


ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;



способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям,

вызванным

необходимостью

профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;


умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным

эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права

другого человека.
В сфере трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;


интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе

знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных

планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:


повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы


«человек-природа»;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание

потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет в будущее», на

современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством

самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;


овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира

профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей

деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах

и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;


способность

действовать

в

условиях

неопределённости,

повышать

уровень

своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;


навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных

знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;


умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого

развития;


умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей

и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;


способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их

последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты

представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;


использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с

интернет-источниками;


самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведённогообсуждения в группе или в паре;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,

связанные с выбором будущей профессии;


выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в

новых условиях;


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации,

связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных

видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;


самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную

для остальных участников программы проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:



воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в

рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;


выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;


понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее»,

проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной
форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг
с другом;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;


публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,

связанных с тематикой курса по профориентации;


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы;


уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в будущее»,

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и

др.);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и

координировать свои действия с действиями других участников проекта «Билет в будущее».
3. Содержание программы внеурочной деятельности
тема 1: Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития
РФ — счастье в труде)
тема 2: Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в
профориентацию)
тема 3: Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов; для классовучастников «Билета в будущее»: «Мои профсреды» и разбор результатов
тема 4: Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование,
уровни профессионального образования, стратегии поступления)
тема 5: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)

тема 6: Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность); Профориентационная
диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
тема 7: Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере
промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
тема 8: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)
тема 9: Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области
цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)
тема 10: Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.)
тема 11: Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина,
реабилитация, генетика); Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов
тема 12: Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области
инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)
тема 13: Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
инженерконструктор, электромонтер и др.)
тема 14: Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности
работы и профессии в этих службах)
тема 15; Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
тема 16: Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
тема 17: Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс)
тема 18: Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)
тема 19: Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области
медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

тема 20: Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины, биотехнолог и др.)
тема 21: Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»
(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
тема 22: Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
тема 23: Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера
культуры и искусства)
тема 24: Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)
тема 25: Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог)
тема 26: Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар,
повар)
тема 27: Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)
тема 28: Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)
тема 29: Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 30: Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 31: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 32: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 33: Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 34: Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»
4. Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
1
Вводный урок «Моя Россия — мои
горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ — счастье в труде)
2
«Открой своё будущее» (введение в
профориентацию)
3
Профориентационная диагностика № 1 «Мой
профиль» и разбор
результатов

часы
1

1
1

ЦОР/ЭОР
https://bvbinfo.ru/p
rofminimum

4

5
6

7

8

9

10
11
12
13
14

15
16
17

18
19

20
21

22
23
24

«Система образования России»
(дополнительное образование,
уровни профессионального образования,
стратегии поступления)
Пробую профессию в сфере науки и образования

1

1

Профориентационное занятие «Россия в деле»
1
(часть 1) (на выбор:импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность)
«Россия промышленная: узнаю достижения
1
страны в сфере промышленности и
производства» (тяжелая промышленность,добыча
и переработка сырья)
1
«Пробую профессию в сфере
промышленности» (металлург,специалист по
аддитивным технологиям и др.)
«Россия цифровая: узнаю достижения страны в
1
области цифровыхтехнологий»
(информационные технологии,искусственный
интеллект, робототехника)
«Пробую профессию в области цифровых
1
технологий»
Профориентационное занятие «Россия в деле»
1
(часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика)
«Россия инженерная: узнаю достижения
1
страны в области инженерного дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)
«Пробую профессию в инженерной сфере»
1
«Государственное управление и
1
общественная
безопасность»(федеральная
государственная, военная и правоохранительная
службы, особенности работы и профессии в этих
службах
«Пробую профессию в сфере управления и
1
безопасности»
Профориентационное занятие-рефлексия «Моё
1
будущее — моя
страна»
«Россия плодородная: узнаю о достижениях
1
агропромышленного
комплекса страны» (агропромышленный
комплекс)
«Пробую профессию в аграрной сфере»
1
«Россия здоровая: узнаю достижения страны в
1
области медицины издравоохранения»
(сфера
биотехнологии)
«Пробую профессию в области медицины»
1
«Россия добрая: узнаю о профессиях на благо
1
общества» (сфера
социального развития, туризма и
гостеприимства)
«Пробую профессию на благо общества»
1
«Россия креативная: узнаю творческие
1
профессии» (сфера культуры и искусства)
«Пробую творческую профессию»
1

https://bvbinfo.ru/p
rofminimum

здравоохранения,

фар

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Профориентационное занятие «Один день в
профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог)
Профориентационное занятие «Один день в
профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)
Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 1)
Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 2)
«Пробую профессию в инженерной сфере»
«Пробую профессию в цифровой сфере»
«Пробую профессию в сфере промышленности»
«Пробую профессию в сфере медицины»
«Пробую профессию в креативной сфере»
Профориентационное занятие «Моё будущее —
моя страна»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://bvbinfo.ru/p
rofminimum


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».