Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование
3
5
8
10
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты» составлена на
основе требований к результатам реализации образовательной программы основного общего и
среднего общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), утвержденным Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального
закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное
законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182
от 20.12.2020 года), с учетом Примерной программы курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» и Программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на
основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего
образования, в рамках
которой педагогический
организации обеспечивает достижение
коллектив
предметных,
образовательной
метапредметных
и личностных
результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности,
организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация
обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих
личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора
индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального
образования.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и
вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цель программы - формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
построение
системы
содействия
обучающихсяобщеобразовательных
профессиональному самоопределению
организаций, основанной на
сочетании
мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного
и диагностико- консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников
образовательного процесса;
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и
внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному
самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;
формирование
индивидуальных
рекомендаций
для
обучающихся
по
построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов,
способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем
профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций,
необходимых
для
осуществления
всех
этапов
карьерной
самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной
прохождения
среды
профессионального
профессиональных
проб,
самоопределения,
осознанного
самооценки
конструирования
успешности
индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и
возможностей среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из
направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является
обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в
связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием
школьника,
т.е.
интегрирована
в
учебно-воспитательный
процесс,
а,
следовательно,
профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как
отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Профминимум» в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе
обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс).
На освоение курса внеурочной деятельности в 6-11 классах предусмотрено 34 часа в год (из расчета 1
час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в
рамках реализации программы «Билет в будущее»;
готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации
подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
для представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той
сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям,
вызванным
необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы
«человек-природа»;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет в будущее», на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира
профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
способность
действовать
в
условиях
неопределённости,
повышать
уровень
своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с
интернет-источниками;
самостоятельно
формулировать
обобщения
и
выводы
по
результатам проведённогообсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в
новых условиях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации,
связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную
для остальных участников программы проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в
рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;
выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее»,
проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг
с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,
связанных с тематикой курса по профориентации;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в будущее»,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других участников проекта «Билет в будущее».
3. Содержание программы внеурочной деятельности
тема 1: Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития
РФ — счастье в труде)
тема 2: Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в
профориентацию)
тема 3: Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов; для классовучастников «Билета в будущее»: «Мои профсреды» и разбор результатов
тема 4: Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование,
уровни профессионального образования, стратегии поступления)
тема 5: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)
тема 6: Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность); Профориентационная
диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
тема 7: Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере
промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
тема 8: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)
тема 9: Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области
цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)
тема 10: Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.)
тема 11: Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина,
реабилитация, генетика); Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов
тема 12: Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области
инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)
тема 13: Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
инженерконструктор, электромонтер и др.)
тема 14: Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности
работы и профессии в этих службах)
тема 15; Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
тема 16: Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
тема 17: Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс)
тема 18: Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)
тема 19: Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области
медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)
тема 20: Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины, биотехнолог и др.)
тема 21: Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»
(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
тема 22: Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
тема 23: Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера
культуры и искусства)
тема 24: Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)
тема 25: Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог)
тема 26: Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар,
повар)
тема 27: Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)
тема 28: Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)
тема 29: Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 30: Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 31: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 32: Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 33: Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема 34: Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»
4. Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
1
Вводный урок «Моя Россия — мои
горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ — счастье в труде)
2
«Открой своё будущее» (введение в
профориентацию)
3
Профориентационная диагностика № 1 «Мой
профиль» и разбор
результатов
часы
1
1
1
ЦОР/ЭОР
https://bvbinfo.ru/p
rofminimum
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
«Система образования России»
(дополнительное образование,
уровни профессионального образования,
стратегии поступления)
Пробую профессию в сфере науки и образования
1
1
Профориентационное занятие «Россия в деле»
1
(часть 1) (на выбор:импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность)
«Россия промышленная: узнаю достижения
1
страны в сфере промышленности и
производства» (тяжелая промышленность,добыча
и переработка сырья)
1
«Пробую профессию в сфере
промышленности» (металлург,специалист по
аддитивным технологиям и др.)
«Россия цифровая: узнаю достижения страны в
1
области цифровыхтехнологий»
(информационные технологии,искусственный
интеллект, робототехника)
«Пробую профессию в области цифровых
1
технологий»
Профориентационное занятие «Россия в деле»
1
(часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика)
«Россия инженерная: узнаю достижения
1
страны в области инженерного дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)
«Пробую профессию в инженерной сфере»
1
«Государственное управление и
1
общественная
безопасность»(федеральная
государственная, военная и правоохранительная
службы, особенности работы и профессии в этих
службах
«Пробую профессию в сфере управления и
1
безопасности»
Профориентационное занятие-рефлексия «Моё
1
будущее — моя
страна»
«Россия плодородная: узнаю о достижениях
1
агропромышленного
комплекса страны» (агропромышленный
комплекс)
«Пробую профессию в аграрной сфере»
1
«Россия здоровая: узнаю достижения страны в
1
области медицины издравоохранения»
(сфера
биотехнологии)
«Пробую профессию в области медицины»
1
«Россия добрая: узнаю о профессиях на благо
1
общества» (сфера
социального развития, туризма и
гостеприимства)
«Пробую профессию на благо общества»
1
«Россия креативная: узнаю творческие
1
профессии» (сфера культуры и искусства)
«Пробую творческую профессию»
1
https://bvbinfo.ru/p
rofminimum
здравоохранения,
фар
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Профориентационное занятие «Один день в
профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог)
Профориентационное занятие «Один день в
профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)
Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 1)
Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее» (часть 2)
«Пробую профессию в инженерной сфере»
«Пробую профессию в цифровой сфере»
«Пробую профессию в сфере промышленности»
«Пробую профессию в сфере медицины»
«Пробую профессию в креативной сфере»
Профориентационное занятие «Моё будущее —
моя страна»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://bvbinfo.ru/p
rofminimum