1.
2.
3.
4.
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Содержание программы
Тематическое планирование
3
3
6
7
1
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствиис требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственногообразовательного стандарта среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы СОО
Цель
программы - формирование взглядов школьников на основе национальных
ценностей
через изучение
центральных
тем
–
патриотизм,
гражданственность,
историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
воспитание
активной
гражданской
позиции,
духовно-нравственное
и
патриотическоевоспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранениюистории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Указание количества часов в год и неделю по учебному плану
Учебный курс предназначен для обучающихся в расчете 135 часов: 1 класса - 1 час
внеделю/ 33 часа в год, 2–4-х классов - 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
2
Формы организации занятий и виды деятельности
Форма организации: дискуссионный клуб.
3
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.).
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе. Формой промежуточной
аттестации является зачет. Методом контроля уровня достижения учащихся является
Формой проведения промежуточной аттестации является защита проекта или
исследовательской работы. Основное требование проекта - презентация должна
соответствовать цели проекта.
2. Планируемые результаты освоения курса
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому ипсихическому здоровью.
4
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В
сфере
понимания
ценности
научного
познания:
первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать
предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
измерения,
классификации,
сравнения,
исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения
информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию,
представленную
в
явном
виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую,
звуковую, видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правилаведения диалога и дискуссии; признавать возможность
5
существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
овладение
основными
видами
речевой
деятельности
на
основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка;
6
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений
и
произведений
устного
народного
творчества;
овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего
народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать
выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье
и семейным традициям, организации, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия,
победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира
живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и
обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах
Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и
личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно- следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с
доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете,
получения информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с
7
людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при
использовании
личных
финансов;
приобретение
опыта
положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе; стремле- ния действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку
поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в
поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение
нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий
духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение
приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в
семье,
воспитание
детей;
овладение
навыками
общения
с людьми
разного
вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных
норм поведения
в обществе;
понимание
ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо
человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы, приводить
примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной
культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству,
готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого
достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовныхценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных художественных материалов и средств художественной выразительности
изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного
искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных
промыслов России.
8
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.
Будет сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека вобществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в
жизни родногогорода;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Будут сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,основанные на
взаимопомощи ивзаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,оскорбительным словам
и действиям.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у
обучающихсяценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и
стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным
праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня
рождения известныхлюдей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей
культуры:
1.
День знаний
2.
Наша страна – Россия
3.
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
9
4.
День музыки
5.
День пожилого человека
6.
День учителя
7.
День отца
8.
Международный день школьных библиотек
9.
День народного единства
10.
Мы разные, мы вместе
11.
День матери
12.
Символы России
13.
Волонтеры
14.
День Героев Отечества
15.
День Конституции
16.
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
17.
Рождество
18.
День снятия блокады Ленинграда
19.
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
20.
День российской науки
21.
Россия и мир
22.
День защитника Отечества
23.
Международный женский день
24.
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и
СССР С.В.Михалкова
25.
День воссоединения Крыма с Россией
26.
Всемирный день театра
27.
День космонавтики. Мы – первые!
28.
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
29.
День Земли
30.
День Труда
31.
День Победы. Бессмертный полк
32.
День детских общественных организаций
33.
Россия – страна возможностей
Заключительное занятие
10
4.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тематическое планирование
1 - 2 классы
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Часы
День знаний
«Зачем я учусь?»
Наша страна — Россия
«Где мы живём?»
165 лет со дня рождения К.
Э. Циолковского
«Мечтаю летать»
День пожилых людей
«Традиции моей семьи»
День учителя
«Если бы я был учителем»
Интеллектуальный
1
марафон
Работа с
1
интерактивной картой
Интерактивная
1
звездная карта
День отца
«Отчество — от слова
„отец“»
День музыки
«Я хочу увидеть музыку»
Традиционные семейные
ценности
«Я и моя семья»
День народного единства
«Что такое единство
народа?»
Мы разные, мы вместе
«Память времён»
День матери
«Самое главное слово на
земле»
Символы России:
Государственный гимн,
герб,
флаг
«Какие в нашей стране есть
символы?»
День добровольца
«Если добрый ты, это
хорошо»
День Героев Отечества
«С чего начинается
Родина…»
День Конституции
«Где записаны права
человека?»
групповое занятие
1
Урок-рассуждение
1
Групповая дискуссия
1
ЦОР/ЭОР
schoolcollection.edu.ru/
collection/
edsoo.ru/Metodic
heskie_videourok
i
.htm
apkpro.ru/raz
gov ory-ovazhnom/
интерактивное занятие 1
1
Обсуждение
видеоматериалов
1
Групповое обсуждение 1
Урок-рассуждение
1
Групповое обсуждение 1
Работа с
видеоматериалами
1
1
Работа с
интерактивной картой
Урок-рассуждение
1
Работа с
видеоматериалами
1
интерактивное занятие 1
11
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Рождество
«Светлый праздник
Рождества»
Новый год. Семейные
праздники и мечты
«Умеем ли мы мечтать?»
Цифровая безопасность и
гигиена школьника
«Виртуальный я — что
можно и что нельзя?»
День снятия блокады
Ленинграда
«…осталась одна Таня…»
Фестиваль идей
1
Творческая
лаборатория
1
Урок-рассуждение
1
Работа с
1
интерактивной картой
Групповое обсуждение
Великие люди России:
«Мы идём в театр. А что это
значит?»
День российской науки
интеллектуальный
«Как становятся учёными?» марафон
Россия и мир
работа с
«Россия в мире»
интерактивной картой
День защитника Отечества творческая
лаборатория
(День Армии)
«Кому я хочу сказать
„спасибо“»?» (ко Дню
защитника Отечества)
Забота о каждом
Групповое обсуждение
«Заряд на добрые дела»
Международный женский Творческая
день
лаборатория
«Мамы разные важны»
беседа
День рождения
советского писателя
и поэта, автора слов
гимнов Российской
Федерации иСССР
С. В. Михалкова
«Поэт, который писал для
детей и о детях»
День воссоединения Крыма Урок-рассуждение
с Россией
«Путешествие по Крыму»
Всемирный день театра
Творческая
«Что на что похоже: зачем лаборатория
человеку воображение?»
День космонавтики. Мы — игра
первые
«Какие поступки
делают человека
великим?» (опервом
полёте человека в
космос)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
30
31
32
33
34
обсуждение
Память о геноциде
видеоматериалов
советского народа
нацистами иих
пособниками
«Надо ли вспоминать
прошлое?»
интерактивное занятие
День Земли
«Где можно увидеть
нетронутую природу?»
День труда
Урок-рассуждение
«Без труда не выловишь и
рыбку из пруда»
День Победы. Бессмертный Урок-памяти
полк
«Мужество, честь, отвага.
Что это и откуда берётся в
человеке?»
День детских
творческая
общественных организаций лаборатория
«Вместе весело шагать по
просторам…»
1
1
1
1
1
1
3-4 классы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
День знаний
«Зачем мне знания?»
Наша страна — Россия
«От поколения к
поколению: любовь
россиян кРодине»
165 лет со дня рождения К.
Э. Циолковского
«Мечтаю летать»
День пожилых людей
«Как создаются традиции?»
День учителя
«Учитель жизни: Лев
Николаевич Толстой»
День отца
«Отчество — от слова
„отец“»
День музыки
«Я хочу увидеть музыку»
Традиционные семейные
ценности
«Пётр и Феврония
Форма проведения
занятия
Часы
Интеллектуальный 1
марафон
1
Работа с
интерактивной
картой
Интерактивная
звездная карта
1
ЦОР/ЭОР
schoolcollection.edu.ru/
collection/
edsoo.ru/Metodic
heskie_videourok
i
.htm
apkpro.ru/razgov
ory-o-vazhnom/
групповое занятие 1
Урок-рассуждение 1
Групповая
дискуссия
1
интерактивное
занятие
Обсуждение
видеоматериалов
1
1
13
Муромские»
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
День народного единства
«Когда мы едины — мы
непобедимы»
Мы разные, мы вместе
«Память времён»
День матери
«Материнское сердце чаще
бьётся». (С. Федин)
Символы России:
Государственный гимн,
герб,флаг
«Что может герб нам
рассказать?»
День добровольца
«Что я могу сделать для
других?»
День Героев Отечества
«История Отечества —
история каждого из нас»
День Конституции
«Мои права и мои
обязанности: в чём разница?»
Рождество
«Светлый праздник
Рождества»
Новый год. Семейные
праздники и мечты
«О чём мы мечтаем?»
Цифровая безопасность и
гигиена школьника
«Виртуальный я — что
можно и что нельзя?»
День снятия блокады
Ленинграда
«Писала девочка дневник...»
Великие люди России:
«С чего начинается театр?»
интерактивное
занятие
1
Урокрассуждение
творческая
лаборатория
1
урокрассуждение
1
Урокрассуждение
1
День российской науки
«Откуда берутся научные
открытия?»
Россия и мир
«Россия в мире»
интерактивное
занятие
1
Работа с
интерактивной
картой
День защитника Отечества творческая
лаборатория
(День Армии)
«Хорошие дела не ждут
благодарности?» (ко Дню
1
1
обсуждение
1
видеоматериалов
урок-памяти
1
интерактивное
занятие
1
интерактивное
занятие
1
Урокрассуждение
1
игра
1
Обсуждение
1
видеоматериалов
1
14
защитника Отечества)
Забота о каждом
беседа
«Дарить добро»
25
Международный женский конкурс стихов и
день
рисунков
«Обычный мамин день»
26
обсуждение
День рождения
видеоматериалов
советского писателя
и поэта, автора слов
гимнов Российской
Федерации иСССР
С. В. Михалкова
«Поэт, который писал для
детей и о детях»
27
День воссоединения Крыма Работа с
с Россией
интерактивной
«Путешествие по Крыму»
картой
28
Всемирный день театра
«Что такое творчество?»
29
День космонавтики. Мы — групповое
первые
занятие
«Какие поступки
делают человека
великим?» (опервом
полёте человека в
космос)
Обсуждение
30
Память о геноциде
видеоматериалов
советского народа
нацистами иих
пособниками
«Надо ли вспоминать
прошлое?»
31
День Земли
Урок«Дом для дикой природы»
рассуждение
32
День труда
«Не надо бояться
трудностей»
33
День Победы. Бессмертный уроак-памяти
полк
«Что такое подвиг?»
34
День детских
Интерактивное
общественных организаций занятие
«Вместе весело шагать по
просторам…»
ИТОГО 34 часа
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15