Умники и умницы

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование

3
5
8
24

1. Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;


приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;


Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание

процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;


СанПиН 1.2.3685-21.
Курс «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных

интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, развивает память,
устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстроту
реакции.
Программа

представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для

обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Для проведения
занятий по РПС предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся на каждое полугодие;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных
вариантов работы с заданиями, помещенные в тетради;
в) программы курса РПС.
Цель программы - развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
2

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
6) формирование

и

развитие

коммуникативных

умений:

умение

общаться

и

взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.
Программа рассчитана на детей от 6 до 10 лет из расчета 1 раз в неделю по 35
минут в 1 классе и 40 минут во 2,3 и 4 классах.
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в 1-4 классах начальной
школы по 1 часу в неделю. Объем программы в 1 классе составляет 33 часа, во 2 – 4
классах – по 34 учебных часа.
Основной формой

является интеллектуальное занятие. Используются такие виды

деятельности, как индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах,
занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Такой формой
работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно:
повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У
других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи
продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
3

- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка,
конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у
детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал
усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей
может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы,
в основном, прилежанием и старательностью.
2.

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и интеллектуальных качеств;
• приобретение опыта познавательной деятельности;
• формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом;
• воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, личному здоровью как к
индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно определять и формулировать цель деятельности.
- Проговаривать и планировать последовательность действий.
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией РТ
- Самостоятельно работать по плану.
- Отличать верно выполненное задание от неверного.
- Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно отличать новое от уже
известного.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
4

(на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную из разных источников.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения программы
положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными
5

результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями

как значимыми для него носителями положительного

социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным
психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.
(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?»,
уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания,
развития контроля, оценки).
Формы подведения итогов:
 проведение интеллектуальных игр среди обучающихся объединения;
6

 участие в конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», научнопрактической конференции, олимпиадах и т.д.;

 участие в интеллектуальных играх среди обучающихся начальной школы.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
1 класс.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Графический диктант (вводный урок). (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Штриховка (1 ч.)
Тренировка внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания). Графический
диктант. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Развитие аналитических способностей. Развитие мышления (логически-поисковые
задания). Графический диктант. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие

логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных

операций

(логически-поисковые задания). Графический диктант. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка. (1 ч.)
Тренировка внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания). Графический
диктант. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Развитие аналитических способностей. Развитие мышления (логически-поисковые
задания). Графический диктант. (1 ч.)
Совершенствование

воображения.

Тренировка

совершенствования

воображения.

Перекладывание спичек. Рисуем по образцу. (1 ч.)

7

Развитие логического мышления. Тренировка развитие мышления (логически-поисковые
задания). Графический диктант. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания). Графический
диктант. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Развитие аналитических способностей. Развитие мышления (логически-поисковые
задания). Графический диктант. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Перекладывание спичек. Рисуем по образцу. (1 ч.)
Развитие

логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных

операций

(логически-поисковые задания). Графический диктант. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка внимания. Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций
(логически-поисковые задания). Графический диктант. (1 ч.)
Совершенствование

воображения.

Тренировка

совершенствования

воображения.

Перекладывание спичек. Рисуем по образцу. (1 ч.)
Развитие

логического

мышления.

Совершенствование

мыслительных

операций

(логически-поисковые задания). Графический диктант. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Тренировка внимания. Развитие мышления (логически-поисковые задания). Графический
диктант. (1 ч.)
8

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логически-поисковые задания).
Графический диктант. (1 ч.)
Выявление уровня познавательных процессов. Подведение итогов работы за год.
2 класс.
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников (вводный
урок). (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать). (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Развитие

мышления

(логические

задачи

на

развитие

аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать). (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). (1 ч.)
Обучение поиску закономерностей. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать). (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками. Ребусы. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции. Тренировка развития мышления (логические задачи на
развитие способности рассуждать). (1 ч.)
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка внимания. Развитие мышления (логические задачи на развитие способности
рассуждать). (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
умения рассуждать). (1 ч.)
Обучение поиску закономерностей. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). (1 ч.)
Совершенствование воображения. Тренировка совершенствования пространственного
воображения. Работа со спичками. (1 ч.)
Развитие логического мышления. Тренировка развитие мышления (логически-поисковые
задания). (1 ч.)
9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать). (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Развитие

мышления

(логические

задачи

на

развитие

аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать). (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). (1 ч.)
Поиск

закономерностей.

Развитие

мышления

(логические

задачи

на

развитие

способности рассуждать). (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками. Ребусы. (1 ч.)
Развитие

мышления

(логически-поисковые

задания).

Тренировка

концентрации

внимания. Развитие мышления (логические задачи на развитие аналитических
способностей). (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Развитие

мышления

(логические

задачи

на

развитие

аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
способности рассуждать) (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей) (1 ч.)
Развитие

логического

мышления.

Обучение

поиску

закономерностей.

Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции. Развитие мышления (логически-поисковые задания). (1 ч.)
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать
и анализировать. Тест №1. (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Развитие

мышления

(логические

задачи

на

развитие

аналитических способностей). (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
умения рассуждать и анализировать). Тест № 2. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (логические задачи на развитие
аналитических способностей). Тест № 3. (1 ч.)
10

Поиск закономерностей. Тренировка развития логического мышления (логические задачи
на развитие умения рассуждать и анализировать). (1 ч.)
Выявление уровня развития познавательных процессов. Подведение итогов работы за
год. (1 ч.)
3 класс
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
(вводный урок) (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие

способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Поиск закономерностей. Тренировка поиска закономерностей. Совершенствование
мыслительных операций, развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (нестандартные задачи, ребусы).
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие мышления (логически-поисковые
задания, нестандартные задачи). (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие

способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Поиск закономерностей. Тренировка поиска закономерностей. Развитие мышления
(нестандартные задачи.) (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (нестандартные задачи, ребусы).
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
11

Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие мышления (логически-поисковые
задания, нестандартные задачи). (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Развитие

мышления.

Совершенствование

мыслительных

операций, развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Поиск закономерностей. Тренировка поиска закономерностей. Совершенствование
мыслительных операций, развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (нестандартные задачи, ребусы).
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций,
развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие

способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Поиск закономерностей. Тренировка поиска закономерностей. Развитие мышления
(нестандартные задачи.)
Совершенствование воображения. Развитие мышления (нестандартные задачи, ребусы).
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций,
развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
12

Тренировка

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие

способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций, развитие
способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на
конец учебного года. Конкурс эрудитов. (1 ч.)
4 класс
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
(вводный урок) (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций,

развитие способности решать нестандартные задания. (1 ч.)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие

концентрации

внимания.

Совершенствование

мыслительных

операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Совершенствование воображения. . Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек. (1 ч.)
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
14

Тренировка концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные задачи. (1 ч.)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на
конец учебного года Конкурс эрудитов. (1 ч.)
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются, то есть
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. А это
означает, что возникает интерес к учебе. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач;
3) принцип «от простого - к сложному» заданию: задания постепенно усложняются,
поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах
(для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Модель занятия в 1 классе
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем
памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
15

Разминка (3 минуты)
Основной

задачей

данного этапа является

создание

у ребят

определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка

и

развитие

психических

механизмов,

лежащих

в

основе

познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15
минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности,
выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет

не только развивать

двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
Логически-поисковые задания (10-12 минут)
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их,
делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться
выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими
заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен
постараться подвести обучающихся к обоснованию ответа. При работе над такими
заданиями очень важна точная и целенаправленна постановка вопросов, выделение
главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это
делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.
Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с
одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного
задания.
Графический диктант, штриховка (15 минут)
16

Графический диктант – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка,
интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво,
аккуратно писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать
предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только
подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и
формирует и совершенствует мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших
рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя
мелкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер,
зрительная память ребенка, активизируются творческие способности.
Модель занятия во 2 классе
«Мозговая гимнастика» (2—3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики
нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных
доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели
различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности:
увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение
элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3-5 минут)
Основной

задачей

данного

этапа

является

создание

у

ребят

определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать
интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные
немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной
познавательной деятельности. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих
в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15
минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию
перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и
приёмы познавательной деятельности.
17

Весёлая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка,
но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут)
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным
материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо
учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и
обрести уверенность в своих силах, ведь решение неучебных задач опирается на
поисковую

активность

и

сообразительность

ребёнка,

на

умение

в

нужный

момент«достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты
зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного
комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать (5 минут)
В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых
ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
В данном пособии излагается один из возможных вариантов работы с заданиями,
помещенными в рабочих тетрадях для обучающихся. Учитель может внести необходимые
изменения в то или иное задание, исходя из возможностей класса и своих, оценить
эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать каждому ребёнку.
Модель занятия в 3 и 4 классе
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики
нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных
доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели
различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности:
увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение
элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем
больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с
такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.
Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики».
18

«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко,
расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из
стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок
вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30
секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие
запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной
плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте
шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Коррелирующая гимнастика для глаз
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 2530 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз
на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на
палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку
вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии
лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт
двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
часовой стилки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше
влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как
длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко
прикрыты.
Разминка (3-5 минут)
Основной

задачей

данного

этапа

является

создание

у

ребят

определённого

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать
интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные
немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной
познавательной деятельности.
19

Тренировка

психических

механизмов,

лежащих

в

основе

творческих

способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию
перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и
приёмы познавательной деятельности.
Отдых. Упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты)
Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и
расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-5 раз подряд с интервалом
15 секунд.
Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо движениями пальца
4-5 раз.
Упражнение 5. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко.
Спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.
Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми
глазами.
Логически поисковые задания (10 минут)
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из
русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование
заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные,
нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно,
поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный
материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и
обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач
опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Весёлая переменка (3 минуты)
Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка,
но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Умение ориентироваться в тексте задачи — важный результат и важное условие общего
развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно.
Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика
которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях
20

любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе,
различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии
обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно повышение самооценки у
детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а
также некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у
детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежания и старательности.
Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики,
стимулирующие работу ребят и вселяющие в них уверенность в свои силы. (Хорошо,
молодец!) Не получилось - ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь,
проявляешь умение мыслить, - и успех, конечно же придёт!») Подавляющее большинство
детей, как правило, стараются работать на таких занятиях изо всех сил, используя все
свои возможности и способности. Очень важно помочь тому, кто послабее, поддержать и
вдохновить, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется,
если мы, взрослые - друзья, союзники, помощники).
Работая с ребенком над заданиями, нужно вселять в него уверенность, развивать упорство
в достижении цели (правильного решения), помогать ему, почувствовать собственные
успехи.
Данное пособие является продолжением аналогичных методических разработок по
развитию творческих способностей младших школьников, предназначенных для 1, 2 и 3
классов. В нем излагается один из возможных вариантов работы с заданиями,
помещенными в рабочих тетрадях для обучающихся 4 класса. Учитель может внести
необходимые изменения в то или иное задание, исключить какие-либо задания исходя из
возможностей класса и своих, оценить эффективность занятия и степень помощи,
которую следует оказать каждому ребенку.

21

Отличительными особенностями курса являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации курса положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы

факультатива,

воспитательного

результата

положены

методики,

предложенные Асмоловым А.Г., Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
обучающихся по каждой теме.
Контрольные задания


Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный

контроль

и оценка результатов

обучающихся

предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в
зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении

которых

выявляется,

справляются

ли

ученики

с

этими

заданиями

самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
22

успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
обучающихся

на

других

уроках

(повышение

активности,

работоспособности,

внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
4. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
п/п

1.

Тема занятия

Форма проведения
занятия

Выявление
уровня
развития Стартовый контроль
внимания,
восприятия, Диагностика
воображения, памяти и мышления.

Часы

ЦОР/ЭОР

1

Взнания.ру
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
Учи.ру

Графический диктант (вводный
урок)
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Развитие концентрации внимания.
Графический диктант. Штриховка

Прогностический
Пооперационный
контроль
Тренировка внимания.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- Прогностический
поисковые задания).
контроль,
Графический диктант. Штриховка
Самоконтроль
Тренировка слуховой памяти.
Самооценка
Развитие мышления (логически- Самоконтроль
поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Тренировка зрительной памяти.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Развитие
аналитических Прогностический
способностей.
контроль
Развитие мышления (логически- Контроль
поисковые задания).
результату
Графический диктант. Штриховка
Самоконтроль
Совершенствование воображения.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Прогностический
Графический диктант. Штриховка
контроль
Развитие логического мышления.
Прогностический
Совершенствование мыслительных контроль
операций
(логически-поисковые
задания).
Графический диктант. Штриховка
Развитие концентрации внимания.
Прогностический

1

1

1

1

1

по

1

1

1
23

Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
10. Тренировка внимания.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
11. Развитие концентрации внимания.
Графический диктант. Штриховка
12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

контроль
Пооперационный
контроль
Рефлексивный
Прогностический
контроль,
Самоконтроль
Прогностический
Пооперационный
контроль
Тренировка слуховой памяти.
Самооценка
Развитие мышления (логически- Самоконтроль
поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Тренировка зрительной памяти.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Развитие
аналитических Прогностический
способностей.
контроль
Развитие мышления (логически- Контроль по
поисковые задания).
результату
Графический диктант. Штриховка
Самоконтроль
Совершенствование воображения.
Рефлексивный
Тренировка
совершенствования контроль
воображения.
Прогностический
Графический диктант. Штриховка
контроль
Развитие логического мышления.
Рефлексивный,
Тренировка развитие мышления прогностический
(логически-поисковые задания).
контроль,
Графический диктант. Штриховка
самоконтроль
Развитие концентрации внимания.
Прогностический
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Тренировка внимания.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Прогностический
Графический диктант. Штриховка
контроль
Самоконтроль
Тренировка слуховой памяти.
Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Прогностический
Графический диктант. Штриховка
контроль
Самоконтроль
Тренировка зрительной памяти.
Прогностический
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).
Пооперационный
Графический диктант. Штриховка
контроль
Развитие
аналитических Самооценка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
24

способностей.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Совершенствование воображения.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций
(логически-поисковые
задания).
Графический диктант. Штриховка
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
Тренировка внимания.
Графический диктант. Штриховка

Самоконтроль

26. Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления (логическипоисковые задания). Графический
диктант. Штриховка
27. Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка
аналитических
28. Развитие
способностей.
Совершенствование мыслительных
операций
(логически-поисковые
задания).
Графический диктант. Штриховка
29. Совершенствование воображения.
Тренировка
совершенствования
воображения.
Графический диктант. Штриховка
30. Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций
(логически-поисковые
задания).
Графический диктант. Штриховка
31. Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления (логическипоисковые задания).
Графический диктант. Штриховка

22.

23.

24.

25.

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль
Прогностический
контроль

1

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

2

Самооценка
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль

1

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль
Прогностический
контроль

1

Рефлексивный,
прогностический
контроль,
самоконтроль

1

1

25

Прогностический
32. Тренировка внимания.
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания). Графический Контроль по
диктант. Штриховка
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
33. Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания). Графический Прогностический
диктант. Штриховка
контроль
Самоконтроль
34. Выявление уровня познавательных Прогностический
процессов.
контроль
Развитие мышления (логически- Пооперационный
поисковые задания). Подведение контроль
итогов работы за год
ИТОГО

1

1

1

33 часа

2класс
№
п/п

Тема занятия

1.

Выявление
уровня
развития
познавательных
процессов
у
второклассников (вводный урок)
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие способности
рассуждать).
Тренировка внимания.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей).
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие способности
рассуждать).
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей).
Обучение поиску закономерностей.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие способности
рассуждать).

2.

3.

4.

5.

6.

Форма проведения
занятия

Стартовый контроль
Диагностика
Прогностический
Пооперационный
контроль

Часы

ЦОР/ЭОР

1

Взнания.ру

1

Рефлексивный
Прогностический
контроль,
Самоконтроль
Самооценка
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль
результату
Самоконтроль

1

http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
Учи.ру

1

по

26

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Совершенствование воображения.
Рефлексивный
Развитие
пространственного контроль
воображения. Работа со спичками.
Прогностический
контроль
Развитие логического мышления.
Прогностический
Тренировка развития мышления контроль
(логические задачи на развитие
способности рассуждать).
Развитие концентрации внимания.
Прогностический
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие аналитических Пооперационный
способностей).
контроль
Тренировка внимания.
Рефлексивный
Развитие мышления (логические Прогностический
задачи на развитие способности контроль,
рассуждать).
Самоконтроль
Тренировка слуховой памяти.
Самооценка
Развитие мышления (логические Самоконтроль
задачи на развитие аналитических
способностей).
Тренировка зрительной памяти.
Рефлексивный
Развитие мышления (логические контроль
задачи
на
развитие
умения
рассуждать).
Обучение поиску закономерностей. Прогностический
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие аналитических Контроль по
способностей).
результату
Самоконтроль
Совершенствование воображения.
Рефлексивный
Тренировка
совершенствования контроль
пространственного
воображения. Прогностический
Работа со спичками.
контроль
Развитие логического мышления.
Рефлексивный,
Тренировка развитие мышления прогностический
(логически-поисковые задания).
контроль,
самоконтроль
Развитие концентрации внимания.
Прогностический
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие способности
рассуждать).
Тренировка внимания.
Рефлексивный
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие аналитических Прогностический
способностей).
контроль
Самоконтроль
Тренировка слуховой памяти.
Рефлексивный
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие способности Прогностический
рассуждать).
контроль

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

19. Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей).
20. Поиск закономерностей. Развитие
мышления (логические задачи на
развитие способности рассуждать)
21. Совершенствование воображения.
Развитие
пространственного
воображения. Работа со спичками
22. Развитие мышления (логическипоисковые задания)
концентрации
23. Тренировка
внимания.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей)
24. Тренировка внимания.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей)
25. Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие способности
рассуждать)
26. Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления (логические
задачи на развитие аналитических
способностей)
27.

28.

29.

30.

31.

Самоконтроль
Прогностический
контроль
Пооперационный
контроль
Самооценка
Самоконтроль

1

1

1

Прогностический
контроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль
Поиск закономерностей.
Рефлексивный
Графический диктант. Штриховка
контроль
Прогностический
контроль
Совершенствование воображения.
Прогностический
Развитие
пространственного контроль
воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления
Рефлексивный,
Развитие мышления (логически- прогностический
поисковые задания).
контроль,
самоконтроль
Тренировка
концентрации Прогностический
внимания. Логические задачи на контроль
развитие умения рассуждать и Контроль по
анализировать. Тест №1.
результату
Самоконтроль
Тренировка внимания.
Рефлексивный
Развитие мышления (логические контроль
задачи на развитие аналитических Прогностический

1

1

1

1

1

1

1

28

способностей).

контроль
Самоконтроль
Прогностический
32. Тренировка слуховой памяти,
Развитие мышления (логические контроль
задачи
на
развитие
умения Пооперационный
рассуждать и анализировать). Тест контроль
№ 2.
33. Тренировка зрительной памяти. Самооценка
Развитие мышления (логические Самоконтроль
задачи на развитие аналитических
способностей). Тест № 3.
Прогностический
34. Поиск закономерностей.
Тренировка развития логического контроль
мышления (логические задачи на Контроль по
развитие умения рассуждать и результату
анализировать). Выявление уровня Самоконтроль
развития
познавательных
процессов.
Подведение
итогов
работы за год.
ИТОГО

1

1

1

34 часа

3 класс
№
п/п

Часы

ЦОР/ЭОР

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия, Стартовый контроль
воображения, памяти и мышления. Диагностика
(вводный урок)
Прогностический
Развитие концентрации внимания.
Пооперационный
Тренировка внимания. Развитие контроль
мышления (логически-поисковые
задания).

1

Взнания.ру

1

http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
Учи.ру

Тренировка
мышления
задания).

внимания. Развитие Рефлексивный
(логически-поисковые Прогностический
контроль,
Самоконтроль
Тренировка слуховой
памяти. Самооценка
Развитие мышления (логически- Самоконтроль
поисковые задания)

1

5.

Тренировка зрительной памяти. Рефлексивный
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).

1

6.

Поиск

1

1.

2.

3.

4.

Тема занятия

Форма проведения
занятия

закономерностей. Прогностический

1

29

7.

Тренировка
поиска контроль
закономерностей.
Развитие Контроль
мышления (нестандартные задачи.) результату
Самоконтроль
Совершенствование воображения.
Рефлексивный
Развитие мышления (нестандартные контроль
задачи, ребусы). Развитие
Прогностический
пространственного воображения.
контроль
Задания по перекладыванию
спичек.

по

1

8.

Развитие быстроты реакции,
мышления. Развитие мышления
(логически-поисковые задания,
нестандартные задачи).

Прогностический
контроль

1

9.

Развитие концентрации внимания.

Прогностический
контроль
Пооперационный
контроль

1

Рефлексивный
Прогностический
контроль,
Самоконтроль
Самооценка
Самоконтроль

1

Тренировка внимания. Развитие
мышления.
10. Тренировка внимания. Развитие
мышления (логически-поисковые
задания)
11. Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.

1

зрительно
памяти. Рефлексивный
12. Тренировка
Развитие мышления (логически- контроль
поисковые задания).

1

13. Поиск закономерностей.
Тренировка поиска
закономерностей. Развитие
мышления (нестандартные задачи.)

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
14. Совершенствование воображения.
Развитие мышления (нестандартные контроль
задачи, ребусы). Развитие
Прогностический
пространственного воображения.
контроль
Задания по перекладыванию
спичек.

1

15. Развитие быстроты реакции,
мышления. Развитие мышления
(логически-поисковые задания,
нестандартные задачи).

Рефлексивный,
прогностический
контроль,
самоконтроль

1

16. Развитие концентрации внимания.

Прогностический
контроль

1

Тренировка внимания. Развитие

1

30

мышления.
17. Тренировка внимания. Развитие
мышления (логически-поисковые
задания, нестандартные задачи).

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль
Самоконтроль
Рефлексивный
18. Тренировка слуховой памяти.
контроль
Развитие мышления.
Прогностический
контроль
Самоконтроль
19. Тренировка зрительной памяти. Прогностический
Развитие мышления (логически- контроль
Пооперационный
поисковые задания).
контроль
Самооценка
20. Поиск закономерностей.
Тренировка поиска
Самоконтроль
закономерностей. Развитие
мышления (нестандартные задачи.)

1

21. Совершенствование воображения.
Развитие мышления (нестандартные
задачи, ребусы). Развитие
пространственного воображения.
Задания по перекладыванию
спичек.
Прогностический
22. Развитие быстроты реакции,
мышления. Развитие мышления
контроль
(логически-поисковые задания,
нестандартные задачи).

1

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

24. Тренировка внимания. Развитие
мышления (логически-поисковые
задания, нестандартные задачи).

Самооценка
Самоконтроль

1

25. Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.

Рефлексивный
контроль

1

23. Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие
мышления.

26. Тренировка зрительной памяти. Прогностический
Развитие мышления (логически- контроль
Контроль по
поисковые задания).
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
27. Поиск закономерностей.
Тренировка поиска
контроль

1

1

1

1

1

1
31

закономерностей. Развитие
мышления (нестандартные задачи.)

Прогностический
контроль

Прогностический
28. Совершенствование воображения.
Развитие мышления (нестандартные контроль
задачи, ребусы). Развитие
пространственного воображения.
Задания по перекладыванию
спичек.

1

29. Развитие быстроты реакции,
мышления. Развитие мышления
(логически-поисковые задания,
нестандартные задачи).

Рефлексивный,
прогностический
контроль,
самоконтроль

1

Прогностический
контроль
Тренировка внимания. Развитие
Контроль по
мышления.
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
31. Тренировка внимания. Развитие
мышления (логически-поисковые
контроль
Прогностический
задания, нестандартные задачи).
контроль
Самоконтроль
Прогностический
32. Тренировка слуховой памяти.
контроль
Развитие мышления.
Пооперационный
контроль
33. Тренировка зрительной памяти. Самооценка
Развитие мышления (логически- Самоконтроль
поисковые задания)

1

34. Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления
на конец учебного года

1

30. Развитие концентрации внимания.

Конкурс эрудитов.

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль

ИТОГО

№
п/п

1.

1

1

1

34 часа

Тема занятия

4класс
Форма проведения
занятия

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия, Стартовый контроль
воображения, памяти и мышления. Диагностика

Часы

ЦОР/ЭОР

1

Взнания.ру
http://school32

(вводный урок)
2.

3.

4.

5.

6.

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.

Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
8. Развитие быстроты реакции,
мышления.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
9. Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
10. Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
11. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
7.

Прогностический
Пооперационный
контроль

1

Рефлексивный
Прогностический
контроль,
Самоконтроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

collection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
Учи.ру

по

1

Прогностический
контроль

1

Прогностический
контроль
Пооперационный
контроль

1

Рефлексивный
Прогностический
контроль,
Самоконтроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1
33

операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
12. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
13. Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
14. Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
15. Развитие быстроты реакции,
мышления.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
16. Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
17. Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
18. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
19. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
20. Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
21. 2 часть

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

Рефлексивный,
прогностический
контроль,
самоконтроль

1

Прогностический
контроль

1

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль
Самоконтроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль
Самоконтроль
Прогностический
контроль
Пооперационный
контроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1

1

1

1

1
34

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Совершенствование воображения.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции,
мышления.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.

Прогностический
контроль

1

Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1

Рефлексивный
контроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль

1

1

Прогностический
контроль

1

Рефлексивный,
прогностический
контроль,
самоконтроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату

1

35

Развитие умения решать
нестандартные задачи.
31. Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
32. Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
33. Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
34. Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления
на конец учебного года Конкурс
эрудитов.
ИТОГО

Самоконтроль
Рефлексивный
контроль
Прогностический
контроль
Самоконтроль
Прогностический
контроль
Пооперационный
контроль

1

Самооценка
Самоконтроль

1

Прогностический
контроль
Контроль по
результату
Самоконтроль

1

1

34 часа

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».