РП Индивидуальный проект, 8 класс

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

3
6
7
15

1.Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской
деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом
общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека Жизнь
современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные
изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в
науке, творчестве, бизнесе, в быту
Программа адресована учащимся 8-х классов, которые в соответствии с требованиями
ФГОС ООО выполняют индивидуальный проект. Программа поможет школьнику приобрести
важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного
вхождения в современный мир.
Программа нацелена на помощь выпускнику основной школы в самостоятельной работе
над индивидуальным проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в
перспективе — во взрослой самостоятельной жизни
Через выполнение проекта в 8 классе осуществляется процесс развития и оценки
уровня
сформированности
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
регулятивных и коммуникативных.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и
развитию его адекватной самооценки.
Особенности реализации программы и формы проведения занятий
Учащиеся 8 классов занимались проектной и исследовательской деятельностью в 6-7
классах и знакомы с особенностями этого вида деятельности. В 8 классе учащиеся
выполняют социальный проект, направленный на решение проблем социума, при этом
педагогу важно акцентировать внимание не только на процессе создания проекта, но и на
его результате.
Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий
как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, упражнение на отработку различных
универсальных учебных действий, самостоятельная работа школьников, индивидуальные
консультации педагога, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы
занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы
воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка, что проявляется в:
 высокой степени самостоятельности и ответственности школьников при создании
социального проекта, что является важным компонентом воспитания ответственного
гражданина;
 ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими проектной
деятельности.



готовности и способности видеть, формулировать, решать как
проблемы, так и проблемы общества.

свои личные

Учебный предмет является частью учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, рассчитана на 34 часа, реализуется в расчете 1 часа в
неделю.
Итогом освоения программы является защита индивидуального проекта, который
оценивается на основе определенных критериев в формате зачет/незачет.

3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Индивидуальный проект»»
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время
подготовки проекта или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации
проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных проектов в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края;
способность выстраивать дальнейшие цели относительно профессионального будущего
В сфере патриотического воспитания:
проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры своего края;
ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в крае;
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследователя; готовность в процессе работы над проектом
оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых
индивидуальных или групповых проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения знания, полученного в ходе исследования
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического
познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по предпочитаемой
4

профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности
через практическую проектную деятельность (в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных последствий.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как
исследовательский инструмент;
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
проектирования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать
надежность
информации;
эффективно
систематизировать
информацию
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной работы при
решении конкретной практической проблемы;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
владеть приемами самоорганизации при осуществлении проектной работы (выявление
проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля
осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов проектной
работы;
вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.

5

Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены с
учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе
проектно-исследовательской деятельности школьников
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею,
свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе
информационно-справочными системами в электронной форме;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и
сферой общения; осознанное расширение речевой практики;
умение участвовать в проектной деятельности (с приобретением опыта публичного
представления полученных результатов);
умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные
системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах,
сети Интернет для выполнения учебной задачи; применение ИКТ, соблюдение правил
информационной безопасности
умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с
опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах общества, о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые
нормы;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным
сферам общественной жизни, характеризовать их существенные признаки, элементы и
основные функции;
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции;
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по теме проекта из различных адаптированных источников и публикаций
средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в сети Интернет;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
умение формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности.

6

3. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
Особенности проектной деятельности в 8 классе (2 ч)
Суть проектной деятельности — решение актуальной практической проблемы, с которой
сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя
бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему.
Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление
классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т.п Проект
как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация
танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т п.
Направленность проектов на решение сложной практической проблемы, требующей
совершения поэтапных действий; предложение решения этой проблемы; получение результата
в виде продукта / нового или отчасти нового (дополненного) знания, помогающего решить эту
проблему; самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за консультациями к
взрослым.
Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора темы проекта.
Примеры практических проблем в социальной сфере (в том числе те, которые ранее
решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной
деятельности.
Методические материалы гимназии в помощь школьнику при создании проекта.
Общий замысел проектной работы (6 ч)
Этапы работы над проектом: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы,
формулировка цели и задач, описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для
проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных
результатах, итоговое оформление текста с описанием предполагаемого и/ или реализованного
проекта, защита работы.
Социальный проект, его особенности. Проект как способ решения социальных проблем.
Проблема – вопрос, который требует и не имеет однозначного решения. Проблемный
вопрос. Формула проблемного вопроса.
Выбор темы проектной работы. Требования к выбираемой теме будущего проекта: личная
заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить,
простота, четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы.
Примеры удачных и неудачных тем социальных проектных работ, в том числе тех, над
которыми ранее работали другие школьники Практикум: групповая работа формулировка
проблем и тем социальных проектов. проблем
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий возможность
взрослому человеку реализовать интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей,
находить единомышленников и продвигать результаты собственного труда.
Социальная
актуальность как важность и полезность решения той или иной практической задачи для
конкретных людей (целевой аудитории проекта).
Цель как идеальный, мысленно представленный результат проектной работы Требования к
цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения Примеры
удачных и неудачных формулировок целей проектов Задачи проектной работы. Отличие задач
от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как
преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность
формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач проектов.
7

Описание предполагаемых свойств создаваемого в ходе проектной работы продукта.
Примеры удачных и неудачных гипотез и моделей.
Оформление и представление паспорта проекта.
Реализация замысла проектной работы (11 ч)
Основные понятия проекта. Авторское видение изучаемого объекта или явления: его
возможного устройства, характерных признаков, особенностей функционирования, причин
появления, этапов развития, последствий, классификации, связей с другими объектами или
явлениями, внутренних закономерностей и т п
План работы как исходная точка создания проекта. Признаки хорошего плана работы.
Организация собственной работы над индивидуальным проектом.
Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ разработанности
проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования.
Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила
оформления ссылок на использованную литературу.
Анкетный опрос, правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайн- и
онлайн-опросы
Метод фокус-группы и правила беседы с ее участниками. Особенности
проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика экспериментатора Оформление
результатов.
Оформление проектной работы (8 ч)
Анализ сделанного (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось, почему не удалось,
что можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного последействия проекта,
предложения по возможному развитию, улучшению, совершенствованию проекта.
Структура и правила оформления текста описания проектной работы. Введение: тема,
актуальность, цель, задачи, описание предполагаемых свойств создаваемого продукта.
Основное содержание, описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения
поставленных задач. Заключение с формулированием выводов о полученных результатах,
список использованной литературы.
Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной презентации в
доступных компьютерных программах Подготовка защитной презентации.

Защита, самооценка и оценка других проектов (7 часов)
Критерии оценки проектной работы школьника, Матрица оценивания. Защита проектной
работы как возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и
продвижения собственных идей. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь,
темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний
вид и умение держать себя перед аудиторией. Особенности научно-практической конференции
школьников как формы представления проектных работ в гимназии.
Подведение итогов защиты проектов.

8

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Проектная мастерская»
Тема
№
1. Особенности проектной деятельности в 8 классе.
2. Общий замысел проектной работы

Кол-во часов
2
6

3.
4.

Реализация замысла проектной работы
Оформление проектной работы

11
8

5.

Защита, самооценка и оценка других проектов

7

Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».