Городоведение

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6..

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Содержание программы
Тематическое планирование
Приложение 1. Перечень примерных тем исследовательских работ
Приложение 2. Список литературы для учащихся

3
5
7
9
12
13

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;


приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;


Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание

процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;


СанПиН 1.2.3685-21;

Рабочая программа «Городоведение. Екатеринбург» предлагается для реализации в
системе основного общего образования. Программа интегрированная, относится к
культурологической и историко-краеведческой направленностям.
Программа «Городоведение. Екатеринбург» дополняет общеобразовательный курс
истории, литературы, географии, предлагая для изучения историческое краеведение,
биографику, символику, топонимику, этику, эстетику, и другие дисциплины.
Цель программы - способствовать развитию творческой личности ребенка через
формирование интереса к историческому краеведению и культурному наследию
Екатеринбурга.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
1.

Поддержка и развитие интереса к истории и культуре родины, города;

2.

Выявление и поддержка интеллектуально способных, одаренных детей, развитие

индивидуальных

особенностей

в

творчестве.

Мотивирование

обучающихся

к

общекультурной деятельности;

2

3.

Применение на практике освоенных знаний; умение провести групповую и

индивидуальную работу по подготовке и реализации учебного, исследовательского и
творческого проекта;
4.

Обучение методам самостоятельной поисковой работы: приёмам работы с

историческими источниками; работе с архивными и музейными документами и
материалами, книгами и периодикой; специализированными Интернет-сайтами; умению
работать с устными источниками;
5.

Представление результатов в форме готовой экскурсии, сообщения, доклада,

исследовательского или творческого проекта, публикации;
6.

Обеспечение гармоничного творческого развития обучающихся, поддержка их

высокой творческой и интеллектуальной активности;
7.

Формирование

общечеловеческих

нравственных

ценностных

ориентаций,

социально ценных личностных качеств через приобщение к историко-культурным
традициям российского народа;
8.

Развитие способности эмоционально воспринимать и ценностно присваивать

культурное наследие;
9.

Развитие способности к восприятию образного языка музейной экспозиции;

10.

Формирование толерантности, эмоциональной культуры, художественного вкуса

учащихся.
Программа предназначена для реализации в 8 классе.
Рабочая программа «Городоведение. Екатеринбург» рассчитана на обучение в течение 1
года; 1 час в неделю, 34 часов в течение учебного года. Занятия проходят один раз в
неделю, один раз в две недели по 2 часа (при проведении экскурсия/ музейных/
библиотечных уроков), включая каникулярное время.
Общий курс включает теоретические и практические занятия, проведение экскурсий,
самостоятельную работу обучающихся.
Занятия проходят в форме лекций, семинаров, экскурсий (историко-культурологических
прогулок), практикумов, бесед, самостоятельной работы учащихся с архивными,
музейными

материалами,

интервью,

консультаций.

Программой

предусмотрено

проведение части занятий в библиотеках, музеях, архивах.
Освоение

программы

оценивается

на

итоговом

занятий

в

форме

защиты

исследовательской работы или презентации экскурсии, выполненных индивидуально или
в группе.

3

2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своей
малой Родине; знание истории, основ культурного наследия Екатеринбурга; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей современного общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного Екатеринбурга как части
мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
Екатеринбурга, творческой деятельности эстетического характера.

уважение к историческому наследию Екатеринбурга; готовность применять
исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
города.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

4


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;


смысловое чтение;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем, сверстниками и взрослыми; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;


формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
Предметные результаты:


имеют целостные представления об историческом пути Екатеринбурга как

необходимой основы познания современного общества; о преемственности исторических
эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли Екатеринбурга в истории
Урала и России;
5



имеют базовые знания об основных событиях в истории Екатеринбурга с XVIII

века до наших дней;


применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического

анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;

применяют исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого и современности;


умеют искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;

умеют работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
Содержание программы

3.

Тема 1. История, краеведение и городоведение.
Понятие о науке «история» и научной дисциплине «краеведение». Методы и приёмы
краеведения. Краеведческие источники. Знаменитые краеведы.
Определение

целей,

задач,

предмета

городоведения

как

прикладной

области

культурологии. Топонимы Екатеринбурга. Символы Екатеринбурга.
Проведение викторины. Выявление интересов учащихся в области исторического
краеведения, городоведения, культурологии.
Тема 2. Екатеринбург – город посредине России: географическое расположение,
природные условия. Природные памятники Екатеринбурга и его окрестностей.
Практическая часть. Анализ карт, планов, гравюр, видов, фото и открыток. Экскурсия
на Шарташские каменные палатки.
Тема 3. Екатеринбург в ретроспективе российской истории.
Город – крепость. (Екатеринбург в 1723 – 1781 гг.)
Строительство Екатеринбургского завода и основание города. Деятельность В.Н.
Татищева и В.деГенина. Строительство Верх- Исетского, монетного заводов, гранильной
фабрики и других промышленных предприятий. Екатеринбург – столица заводов,
6

административный центр. Открытие Ерофеем Марковым месторождения золота в районе
оз.Шарташ, начало золотодобычи. Первые учебные заведения. Религиозные верования и
быт жителей Екатеринбурга в XVIII веке. Знаменитые горожане.
Практическая часть. Анализ карт, планов, гравюр, фото и открыток. Анализ
исторических источников, статистических данных. Экскурсия по историческому скверу/
посещение

Музея

истории

Екатеринбурга.

Осмотр

экспозиции

промышленного

оборудования.
Горный город (Екатеринбург в 1781 – 1831 гг.) Открытие Большого Сибирского тракта.
Уктусский и Нижне- Исетский заводы. Шарташская слобода, стороверы в судьбе
Екатеринбурга. Подчинение Екатеринбурга власти горного начальства. Знаменитые
горожане. Культурная жизнь города: открытие первой библиотеки.
Практическая часть: Анализ портретов истерических деятелей, гравюр, фотографий
памятников. Анализ исторических источников, статистических данных. Экскурсия по
Вознесенской горке.
«Золотой ураган» и Великие реформы (Екатеринбург в 1831 – 1886 гг.) Город при
генерале В.А.Глинке. Передача города из горного в гражданское ведомство. Городское
самоуправление, деятельность екатеринбургской думы. Строительство первой на Урале
железной дороги. Екатеринбургское купечество, его роль в развитии города. Знаменитые
горожане.

Культурная

жизнь

города:

основание

горного

«музеума»,

первое

театрализованное представление, УОЛЕ, частные газеты, образование в Екатеринбурге.
Практическая часть: Анализ портретов истерических деятелей, гравюр, фотографий
памятников. Анализ исторических источников, статистических данных. Экскурсия по
ул.Вайнера – 8-е Марта / ул.Чапаева.
Екатеринбург на пути к индустриальному обществу (1886 – 1914 гг.) Особенности
экономического развития. Сибирско – Уральская научно – промышленная выставка.
Участие Екатеринбургских предприятий на Всемирной выставке в Париже. Развитие
железнодорожной сети. Строительство первой электростанции. Деятельность РСДРП(б).
Революция 1905 года в Екатеринбурге. Почетные граждане города, их вклад в развитие
Екатеринбурга. Культура и быт горожан на рубеже XIX - ХХ веков.
Практическая часть: Анализ портретов и фотографий истерических деятелей,
памятников. Анализ исторических источников, статистических данных. Экскурсия в
Музей истории Екатеринбурга.
Екатеринбург в период революции и войн (1914 – 1924 гг.) Екатеринбург в года Первой
мировой войны. Основные события Февральской и Октябрьской революций. Гражданская
7

война: между белыми и красными. Герои гражданской войны, именами которых названы
улицы Екатеринбурга. Расстрел царской семьи в доме инженера Ипатьева. Утверждение
советской

власти.

Деятельность

Советов

рабочих

и

солдатских

депутатов.

Переименование Екатеринбурга в Свердловск.
Практическая часть: Анализ статистических данных, исторических источников,
мемуаров и фотографий, памятников. Анализ исторических источников, статистических
данных. Работа с архивными документами на базе Библиотеки им.В.Г.Белинского/
Экскурсия в Храм – на - крови
Основные вехи истории Свердловска (1924 – 1991 гг.) Свердловск в годы первых
пятилеток. Город заводов. Свердловск в годы Великой Отечественной войны. Улицы
города, названные в честь героев войны. Свердловск послевоенный. Свердловск
социалистический. Изменения в жизни общества в период Перестройки. Знаменитые
свердловчане. Культурная жизнь города. Свердловск – столица конструктивизма.
Практическая часть: Анализ статистических данных, исторических источников,
мемуаров и фотографий, знакомство с памятниками и мемориальными досками,
хранящими память об эпохе. Экскурсия в Музей Добровольческого танкового корпуса /
Музей завода им.Калинина / Музей Уралмашзавода, экскурсия по Уралмашу / Мемориал
жертвам политических репрессий / Музей советского быта.
Город устремленный в будущее (Екатеринбург в конце ХХ – начале XIX в.) Екатеринбург
в 1990-е. Наиболее значимые события в Екатеринбурге в новейшей истории. Мои
современники. Культурная жизнь города.
Практическая часть: Анализ статистических данных, исторических источников,
фотографий, знакомство с достопримечательностями современного Екатеринбурга.
Экскурсия на смотровую площадку БЦ Высоцкий / прогулка по ул. Б.Ельцина, экскурсия
в Ельцин – центр.
4.
№
п/п

Тема раздела и/или урока

Тематическое планирование
Форма занятия

количество ЦОР/ЭОР
часов

Тема 1. История, краеведение и городоведение.
1. 1

История, краеведение
городоведение.

1.2

Екатеринбург
посредине
географическое

–

и Беседа

1

город Беседа, работа с 2
России: географической

1. Музеи
Российская

-

8

расположение, природные картой
условия
Тема 2. Екатеринбург – город посредине России: географическое
расположение, природные условия.
Строительство завода – Беседа, работа с 2
иллюстрациями,
крепости.Деятельность
В.Н.Татищева и В.де Генина историческими
источниками
2.2 ХозяйственноЭкскурсия
2
экономическое
развитие
Екатеринбурга в 1723 – 1781
гг.
Тема 3. Екатеринбург в ретроспективе российской истории.
2.1.

3.1

3.2

3.3

3.4

Горный
город
(Екатеринбург в 1781 – 1831
гг.)
Общественная и культурная
жизнь Екатеринбурга в 1781
– 1831 гг.

Семинарпрактикум

2

Пешеходная
экскурсия

2

«Золотой ураган» и застой Беседа
горнозаводской
промышленности
Великие
реформы Экскурсия
(Екатеринбург в 1861 – 1886
гг.)

4. ЯКласс

1

2

Общественная и культурная Работа
жизнь
Екатеринбурга
в архивными
Екатеринбурге в 1861 – 1886 документами
гг.

с 1

3.6

Екатеринбург на пути к
индустриальному обществу:
промышленный подъем
Тенденции развития города
в начале ХХ века

- 1

3.7

2. Видеоуроки,
мастер
–
классы
и
онлайн-уроки
туристскокраеведческой
направленности
Российская
электронная
школа
(resh.edu.ru)
3. Учи.ру

3.5

Семинар
практикум

электронная
школа
(resh.edu.ru)

2
Практическое
занятие. Анализ
статистических
данных,
иллюстраций

3.8

Город
и
общественная
культура и быт

горожане: Экскурсия
жизнь,

2

3.9

Екатеринбург
в
период Семинар
революций и воин (1917 – практикум
1924 гг.)

- 2

9

3.10 Лица
2
улиц:
история Виртуальная
Екатеринбурга в названиях экскурсия по
улицам
улиц
Екатеринбурга,
названными в
честь
революционеров и
героев
Гражданской
войны
3.11 Основные вехи истории Семинар
- 1
Свердловска: город в годы практикум
первых Пятилеток
3.12 Свердловск в года Великой Экскурсия
2
Отечественной войны
3.13 Свердловск
социалистический

Экскурсия, беседа

2

3.14 Город
устремленный
в Пешеходная
2
будущее (Екатеринбург в прогулка
конце ХХ – начале XIX в.)
3.15 Мои современники
Беседа, встреча с 1
интересными
людьми
3.16 Итоговое занятие. Защита
2
проектов,
презентация
экскурсий
ИТОГО:
34 часов

\

10

Приложение 1.
Перечень примерных тем исследовательских работ
1. Старообрядцы в духовной жизни Екатеринбурга.
2. Екатеринбургские купцы: предприниматели и благотворители.
3. Екатеринбург: архитектурное наследие.
4. Мои знаменитые земляки.
5. Страницы истории, отраженные в мемориальных досках.
6. Мои сверстники 100 лет назад. Будни и праздники.
7. Утраченные памятники Екатеринбурга.
8. История моей семьи в истории города.
9. История Екатеринбурга в названиях улиц.
10. Городская игротека: познавательные игры о прошлом и настоящем Екатеринбурга
(творческий проект)

11

Приложение 2.
Список литературы и источников для учащихся
1. Корепанов Н.С., Боинов В.А. Город посредине России: Культурно – исторические
очерки. – Екатеринбург: Издательство «СОКРАТ», 2005. – 368 с.
2. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. – Екатеринбург: Банк
культурной информации, 1998, 176 с.
3. Мамин – Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург. – Екатеринбург: Издательство Симанова,
1889.
4. Очерки истории Свердловска./ Ред. Ю.Гетлинг. – Свердловск: Среднеуральское
книжное издательство, 1958.
5. Столица Урала. Исторические хроники. 1723 – 2023 гг./ Анатолий Кириллов, Григорий
Каёта – Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2019. – 276с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».