Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование
3
4
7
14
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СанПиН 1.2.3685-21.
Программа внеурочной деятельности «Историческая игротека» предлагается для
реализации на уровне основного общего образования.
Программа
«Историческая
игротека»
дополняет
обязательные
общеобразовательные курсы истории, литературы, географии, предлагая для изучения
историческое краеведение, биографику, символику, топонимику, этику, эстетику, и другие
дисциплины. Программа также обеспечивает достижение личностных и метапредметных
результатов, выделенных в основной общеобразовательной программе основного общего
образования в гимназии.
Цель программы - способствовать развитию творческой личности обучающегося
через формирование интереса к историческому наследию России и зарубежных стран, а
также к историческому краеведению.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
Поддержка и развитие интереса к истории и культуре родины, города.
Применение на практике знаний; умение провести групповую и индивидуальную
работу по подготовке и реализации учебного, исследовательского и творческого проекта.
2
Обучение методам самостоятельной поисковой работы: приёмам работы с
историческими источниками; работе с архивными и музейными документами и
материалами, книгами и периодикой; специализированными Интернет-сайтами; умению
работать с устными источниками.
Представление результатов в форме готовой экскурсии, сообщения, доклада,
исследовательского или творческого проекта, публикации.
Формирование
общечеловеческих
нравственных
ценностных
ориентаций,
социально ценных личностных качеств через приобщение к историко-культурным
традициям российского народа.
Развитие способности эмоционально воспринимать и ценностно присваивать
культурное наследие.
Развитие способности к восприятию образного языка музейной экспозиции.
Формирование эмоционального интеллекта, художественного вкуса учащихся.
Программа
включает
теоретические
и
практические
занятия,
проведение
экскурсий
(историко-
экскурсий, самостоятельную работу обучающихся.
Занятия
проходят
в
форме
лекций,
семинаров,
культурологических прогулок), практикумов, бесед, самостоятельной работы учащихся с
архивными,
музейными
материалами,
интервью,
консультаций.
Программой
предусмотрено проведение части занятий в библиотеках, музеях, архивах.
Освоение программы оценивается на итоговом занятий в форме защиты сочинения,
реферата,
исследовательской
работы
или
презентации
экскурсии,
выполненных
индивидуально или в группе.
Программа «Историческая игротека» предназначена для реализации в 6 классе,
реализуется в течение 1 года в объеме 34 часов, в учебное и каникулярное время. В
зависимости от содержания и формы занятия количество часов может варьироваться.
2.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
историческому наследию прошлых поколений, народов России и своей малой Родине;
знание истории, основ культурного наследия Екатеринбурга; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей современного общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
3
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование
уровню
целостного
развития науки
и
мировоззрения,
соответствующего
общественной практики,
современному
учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного Екатеринбурга как части
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия,
творческой деятельности эстетического характера.
уважение к историческому наследию; готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников города.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
4
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем, сверстниками и взрослыми; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
Предметные результаты:
имеют целостные представления об историческом пути зарубежных стран и России
как необходимой основы познания современного общества; о преемственности
5
исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли
Екатеринбурга в истории Урала и России;
имеют базовые знания об основных событиях всеобщей истории, истории России и
истории Урала с V до XV вв., истории Екатеринбурга с XVIII века до наших дней;
применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
применяют исторические знания для осмысления общественных событий и явлений
прошлого и современности;
умеют искать, анализировать, систематизировать и оценивать
историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
умеют работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
3.
Содержание программы
Тема 1. История, вспомогательные исторические дисциплины, краеведение.
Понятие о науке «история», вспомогательных исторических дисциплинах (этнография,
топонимика, геральдика, нумизматика и др.), науках – «помощницах» и дисциплине
«краеведение». Методы и приёмы изучения истории. Исторические источники.
Знаменитые историки и краеведы.
Топонимы Екатеринбурга. Символы Екатеринбурга.
Практическая часть. Проведение викторины. Составление коллажа «Вспомогательные
исторические дисциплины». Выявление интересов учащихся в области истории,
исторического краеведения, культурологии.
Тема 2. Европа в раннее средневековье.
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание
франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие
франками христианства. Франкское государство в VIII‒IX вв. Усиление власти
майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого.
Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и
значение. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская
империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
6
завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства.
Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Практическая часть. Викторина. Интеллектуально – исследовательская игра «Короли и
папы».
Анализ
карт,
планов
замков,
гравюр,
видов,
фотографий.
Посещение
Свердловского областного краеведческого музея (музейный урок – игра «Эпоха
викингов»).
Тема 3. Византийская империя в VI‒ХI вв.
Территория,
население
империи
ромеев.
Византийские
императоры;
Юстиниан.
Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть
императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное
дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Практическая часть: Анализ исторической карты, портретов истерических деятелей,
гравюр, фотографий памятников. Виртуальная экскурсия «Константинополь – Царьград».
Тема 4. Арабы в VI‒ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные
верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры.
Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского
мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства.
Архитектура.
Практическая часть: Анализ исторической карты, портретов истерических деятелей,
гравюр, фотографий памятников. Решение кроссвордов, головоломок. Мастер – класс по
арабской письменности.
Тема 5. Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и
рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города ‒ центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые городареспублики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на
Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан. Церковь и
духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за
независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги.
7
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Практическая часть: Анализ портретов истерических деятелей, гравюр, фотографий
памятников. Ролевая игра «Рыцарский турнир». Игра «МЕМО». Составление гербов.
Виртуальная экскурсия в православный храм и католический костел.
Тема 6. Государства Европы в ХII‒ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная
монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя
война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII‒ХV вв. Польско-литовское
государство в XIV‒XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII‒XV вв. Развитие экономики в
европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII‒ХV вв. Экспансия турок-османов.
Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Практическая часть: Анализ исторической карты, портретов истерических деятелей,
гравюр,
фотографий
памятников.
Решение
кроссвордов,
чайнвордов,
ребусов,
головоломок.
Тема 7. Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и
общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение
европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Практическая часть: Анализ исторической карты, портретов истерических деятелей,
гравюр,
фотографий
памятников.
Решение
кроссвордов,
чайнвордов,
ребусов,
головоломок. Виртуальная экскурсия в средневековый университет.
Тема 8. Страны Востока и государства доколумбовой Америки в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление
империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй
монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными
территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.
Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление
8
сёгунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский
султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства
и ремесла. Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Практическая часть: Анализ исторической карты, портретов истерических деятелей,
гравюр,
фотографий
памятников.
Решение
кроссвордов,
чайнвордов,
ребусов,
головоломок. Виртуальная экскурсия в город Мачу-Пикчу.
Тема 9. Образование государства Русь.
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический
фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой
политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Проблема
образования государства. Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья.
Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной
Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из
варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон. Принятие христианства и
его значение. Византийское наследие на Руси.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, фотографий
памятников. Знакомство с легендами и мифами славянских народов, особенностями
языческих праздников. Решение кроссвордов, чайнвордов, ребусов, головоломок.
Тема 10. Русь в конце X ‒ начале XII в.
Территория и население государства Русь (Русская земля). Крупнейшие города Руси.
Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины.
Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями
Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах.
Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого
населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социальнополитическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения
с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной
и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
9
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок, криптограм.
Тема 11. Культурное пространство.
Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека.
Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их
воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Формирование единого культурного
пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение
грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие».
Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения
летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения
Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового
строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная
культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок. Виртуальная экскурсия. Мастер – класс по каллиграфии:
кириллица.
Тема 12. Русь в середине XII ‒ начале XIII в.
Формирование системы земель ‒ самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских
земель. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники
литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку
Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире,
церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок, криптограмм. Виртуальная экскурсия.
Тема 13. Русские земли и их соседи в середине XIII ‒ XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы
Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель
после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов
10
(так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение
Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные
земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и
князя. Новгород и немецкая Ганза. Ордены крестоносцев и борьба с их экспансией на
западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества
Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние
Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская
битва.
Закрепление
первенствующего
положения
московских
князей.
Перенос
митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период
русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок, криптограмм. Виртуальная экскурсия. Ролевая игра «Вече в
Новгороде Великом».
Тема 14. Культурное пространство.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением
монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные
связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур
народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития.
Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное
искусство. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок. Виртуальная экскурсия. Крест.
Тема 15. Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение
русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй
четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй,
отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире.
Теория «Москва ‒ третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.
Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная
11
символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский
Кремль.
Культурное
пространство.
Изменения
восприятия
мира.
Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской
церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская
Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь
горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, историческими
гравюрами, портретами, фотографий памятников. Решение кроссвордов, чайнвордов,
ребусов, головоломок, криптограмм. Виртуальная экскурсия по музеям Московского
Кремля. Экскурсия в центр «Россия – моя история».
Тема 16. Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Уральский край в древности. Коренные народы Урала
Отношения между народами Урала и Новгородскими землями и Московским княжеством
в XII – XV вв.
Практическая часть: Анализ исторической и географической карты, фотографий
памятников. Знакомство с легендами и мифами Урала. Экскурсия в Областной
краеведческий музей на экспозицию «Шигирский идол» и «Коренные народы Урала».
Защита творческих работ (игр, созданных обучающимися).
4.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тематическое планирование
Количество
ЦОР/ЭОР
часов
История, вспомогательные
1
1. Российская
исторические дисциплины,
электронная
краеведение.
школа
Европа в ранее средневековье
Музейный урок
2
(resh.edu.ru)
Византийская империя в VI‒ХI
Виртуальное
1
2. Учи.ру
вв.
путешествие
Арабы в VI‒ХI вв.
Мастер - класс
1
3. ЯКласс
Средневековое европейское
Интеллектуальная
1
общество
игра
Государства Европы в ХII‒ХV
Викторина
2
вв.
Культура средневековой
Квест
1
Европы
Страны Востока и государства
Беседа
1
доколумбовой Америки в
Средние века
Тема зания
Форма
проведения
Беседа
12
9.
Образование государства Русь
10.
Русь в конце X ‒ начале XII в.
11.
Культурное пространство
Русь в середине XII ‒ начале
XIII в.
Русские земли и их соседи в
середине XIII ‒ XIV в.
Культурное пространство
Формирование единого
Русского государства в XV в.
Наш край с древнейших
времен до конца XV в.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Коренные народы Урала
ИТОГО:
Экскурсия
Интеллектуальная
игра
Игра МЕМО
Викторина
3
2
Интеллектуальная
игра
Игра МЕМО
Квест
3
экскурсия
3
Семинар практикум
2
2
3
3
3
34
13