Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Тематическое планирование
3
4
5
6
1. Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СанПиН 1.2.3685-21;
Программа интегрированная, дополняет программы среднего общего образования
коммуникативной, языковедческой, культурологической направленности, обеспечивает
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, выделенных в
основных образовательных программах гимназии.
Данная программа включает в себя сведения из всех возможных сфер, даёт
возможность обучающимся проявить свои творческие возможности. На занятиях
обучающимся предлагается решение конкретных практических заданий, а также создание
письменных текстов на основе прочитанного текста.
Целью программы -
овладение всеми нормами современного русского
литературного языка, а также повышение уровня орфографической и пунктуационной
грамотности
на
основе
повторения,
обобщения,
систематизации,
углубления
и
расширения знаний по русскому языку, полученных в 10-11 классах.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о
языке умения и навыки полноценно, грамотно пользоваться ресурсами родного языка в
своей речевой практике:
воспитывать бережное отношение к языку, стремление к самосовершенствованию в
области языковой подготовки и культуры речевого общения;
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о месте русского
языка в современном мире;
2
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,
орфоэпии,
орфографии,
лексики,
морфемики,
словообразования,
морфологии
и
синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умения применять эти знания
на практике;
развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов,
способствовать усвоению норм литературного языка;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки.
Особенность
реализации программы заключается в том, что она формирует
умения и навыки для решения конкретных практических заданий по соблюдению
орфоэпических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических,
орфографических, пунктуационных и других норм современного русского литературного
языка, для создания (творческого конструирования) текста сочинения по прочитанному
тексту, что позволит обучающимся быть успешными при прохождении итоговой
аттестации, а также создает языковую среду, способствующую воспитанию любви к
родному языку, умению свободно пользоваться русским языком во всех общественных
сферах его применения
Данная программа разработана для обучающихся 10-11 классов в соответствии с
планом внеурочной деятельности гимназии, составлена на 68 часов, рассчитана на 2 года
(одно занятие в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
умение понимать нравственные идеи, нашедшие отражение в тексте;
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
использование опыта общения с произведением художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.
Предметные результаты):
усвоение основ знаний о русском языке;
овладение основными нормами русского литературного языка;
освоение базовых понятий лингвистики, стилистики, фразеологии, лексикологии,
грамматики;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения;
сформированность функциональной правописной грамотности;
3
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
передачи информации, для правильной формулировки ответа на поставленный вопрос;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные результаты:
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными,
регулятивными
и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
литературой, русским языком, информатикой и отражают:
умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в
различных формах соответственно цели и задачам деятельности;
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать информацию;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение рефлексировать;
умение полно и ясно выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи;
умение ставить вопросы и отвечать на них;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач на занятиях;
умение применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении
конкретного задания;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием е реализации;
умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
3.Содержание программы
1. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по рускому языку.
Демоверсия. Спецификация. Кодификатор.
Обучающиеся должны уметь:
знать особенности демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по русскому
языку;
2. Работа с текстом
Задания 1-3. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и
жанров. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения. Лексическое значение слова. Стилистический
4
анализ текста. Задание 4. Орфоэпические нормы. Задание 5. Лексические нормы
(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости). Задание 6. Лексические нормы. Задание 7. Морфологические
нормы. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задание 9. Правописание корней. Задание 10. Правописание приставок. Правописание
разделительного Ъ и Ь. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей
речи(кроме –н-/-нн-). Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени. Задание 13. Правописание НЕ с разными частями речи.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 15. Правописание Н и
НН в суффиксах различных частей речи. Пунктуация простого предложения. Задание 16.
Пунктуация с ССП и ПП с однородными членами. Задание 17. Знаки препинания в
предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами). Задание 18.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Задание 19. Знаки препинания в СПП. Задание 20.
Знаки препинания в сложном предложении с рапзными видами связи. Задание 21.
Пунктуационный анализ текста. Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая
и композиционная целостность текста. Задание 23. Функционално-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Задание 25.
Средства связи предложений в тексте. Задание 26. Речь. Анализ средств выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять задания 1-26 в соответствии требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования по
русскому языку.
3. Сочинение по прочитанному тексту.
Обучающиеся должны уметь:
писать сочинение по прочитанному тексту в соответствии с требованиями к
результатам освоения основной
образования по русскому языку.
образовательной
программы
среднего
общего
4. Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
2.1
Тема занятия
Форма проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
Знакомство с демоверсией ЕГЭ
по рускому языку.
семинар
1
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
3
Взнания.ру
2. Работа с текстом
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров. Средства
связи предложений в тексте.
Отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели,
адресата и ситуации общения.
Лексическое значение слова.
Стилистический анализ текста
Групповая
работа.Семинар
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
5
2.6
Практическое занятие
Орфоэпические нормы
Практическое занятие
Лексические нормы
(употребление слова в
соответствии с точным
лексическим значением и
требованием лексической
сочетаемости)
Практическое занятие
2.7
Лексические нормы
Семинар-практикум
1
2.8
Практическое занятие
Семинар-практикум
1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.10 Морфологические нормы
2.11 Практическое занятие
2.12 Синтаксические нормы. Нормы
2.13
2.14
2.15
2.16
согласования. Нормы
управления
Практическое занятие
Правописание корней
Практическое занятие
Задание 10. Правописание
приставок. Правописание
разделительного Ъ и Ь
Практическое занятие
Правописание суффиксов
различных частей речи(кроме –
н-/-нн-)
Практическое занятие
Семинар-практикум
Групповая работа
Семинар-практикум
3
2
2
1
Семинар-практикум
1
Семинар-практикум
Групповая работа
Семинар-практикум
1
2
2
практикум
практикум
Семинар-практикум
Семинар-практикум
2
1
1
1
практикум
Семинар-практикум
1
1
Семинар-практикум
1
2.20 Правописание личных
Семинар-практикум
1
окончаний глаголов и
суффиксов причастий
настоящего времени
2.21 Практическое занятие
Семинар-практикум
1
2.22 Правописание НЕ с разными
Семинар-практикум
2
2.23 Практическое занятие
Семинар-практикум
1
2.24 Слитное, дефисное, раздельное
Семинар-практикум
1
написание слов
2.25 Практическое занятие
Семинар-практикум
2
2.26 Правописание Н и НН в
Семинар-практикум
1
суффиксах различных частей
речи
2.27 Практическое занятие
2.28 Пунктуация с ССП и ПП с
однородными членами
2.29 Практическое занятие
Творческая лаборатория
2
Семинар-практикум
1
2.17
2.18
2.19
частями речи
Практикум
1
6
2.30 Знаки препинания в
Семинар-практикум
1
Практикум
1
2.32 Задание 18. Знаки препинания в
Семинар-практикум
1
предложениях со словами и
конструкциями, грамматически
не связанными с членами
предложения
2.33 Практическое занятие
Практикум
1
2.34 Задание 19. Знаки препинания в
Семинар-практикум
1
Практикум
1
Семинар-практикум
1
Практикум
1
Семинар-практикум
1
Практикум
1
2.41 Задание 22. Текст как речевое
Семинар-практикум
1
произведение. Смысловая и
композиционная целостность
текста
2.42 Практическое занятие
Практикум
1
Семинар-практикум
1
Практикум
1
Семинар-практикум
1
значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по
происхождению и
употреблению
2.46 Практическое занятие
Практикум
1
2.47 Задание 25. Средства связи
Семинар-практикум
1
Практикум
1
Семинар-практикум
1
предложениях с
обособленными членами
(определениями,
обстоятельствами)
2.31 Практическое занятие
СПП
2.36 Практическое занятие
2.37 Задание 20. Знаки препинания в
сложном предложении с
рапзными видами связи
2.38 Практическое занятие
2.39 Задание 21. Пунктуационный
анализ текста
2.40 Практическое занятие
2.43 Задание 23. Функционално-
смысловые типы речи
2.44 Практическое занятие
2.45 Задание 24. Лексическое
предложений в тексте
2.48 Практическое занятие
2.49 Задание 26. Речь. Анализ
3.1
3.2
средств выразительности
3. Сочинение по прочитанному тексту
Индивидуальная работа
2
Сочинение по прочитанному
тексту
Практикум
5
Практическое занятие
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
7
коллекция ЦОР
ИТОГО
68 часов
8