Филологический максимум

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Тематическое планирование

3
4
5
6

1. Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:



Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;


приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;


Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание

процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;


СанПиН 1.2.3685-21;
Программа интегрированная, дополняет программы среднего общего образования

коммуникативной, языковедческой, культурологической направленности, обеспечивает
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, выделенных в
основных образовательных программах гимназии.
Данная программа включает в себя сведения из всех возможных сфер, даёт
возможность обучающимся проявить свои творческие возможности. На занятиях
обучающимся предлагается решение конкретных практических заданий, а также создание
письменных текстов на основе прочитанного текста.
Целью программы -

овладение всеми нормами современного русского

литературного языка, а также повышение уровня орфографической и пунктуационной
грамотности

на

основе

повторения,

обобщения,

систематизации,

углубления

и

расширения знаний по русскому языку, полученных в 10-11 классах.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:


формировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о

языке умения и навыки полноценно, грамотно пользоваться ресурсами родного языка в
своей речевой практике:


воспитывать бережное отношение к языку, стремление к самосовершенствованию в

области языковой подготовки и культуры речевого общения;


дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о месте русского

языка в современном мире;
2



обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,

орфоэпии,

орфографии,

лексики,

морфемики,

словообразования,

морфологии

и

синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умения применять эти знания
на практике;


развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов,

способствовать усвоению норм литературного языка;


формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и

навыки.
Особенность

реализации программы заключается в том, что она формирует

умения и навыки для решения конкретных практических заданий по соблюдению
орфоэпических,

словообразовательных,

морфологических,

синтаксических,

орфографических, пунктуационных и других норм современного русского литературного
языка, для создания (творческого конструирования) текста сочинения по прочитанному
тексту, что позволит обучающимся быть успешными при прохождении итоговой
аттестации, а также создает языковую среду, способствующую воспитанию любви к
родному языку, умению свободно пользоваться русским языком во всех общественных
сферах его применения
Данная программа разработана для обучающихся 10-11 классов в соответствии с
планом внеурочной деятельности гимназии, составлена на 68 часов, рассчитана на 2 года
(одно занятие в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:


умение понимать нравственные идеи, нашедшие отражение в тексте;



представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;



использование опыта общения с произведением художественной литературы в

повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;


умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.
Предметные результаты):



усвоение основ знаний о русском языке;



овладение основными нормами русского литературного языка;



освоение базовых понятий лингвистики, стилистики, фразеологии, лексикологии,

грамматики;


проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения;



сформированность функциональной правописной грамотности;
3



достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для

передачи информации, для правильной формулировки ответа на поставленный вопрос;


научатся давать самооценку результатам своего труда;



приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;


излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные результаты:



освоения

курса

обеспечиваются

познавательными,

регулятивными

и

коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
литературой, русским языком, информатикой и отражают:


умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в

различных формах соответственно цели и задачам деятельности;


умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать информацию;



умение устанавливать причинно-следственные связи;



умение рефлексировать;



умение полно и ясно выражать свои мысли;



владение монологической и диалогической формами речи;



умение ставить вопросы и отвечать на них;



продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при

решении задач на занятиях;


умение применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении

конкретного задания;


умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условием е реализации;


умение

осуществлять

информационную,

познавательную

и

практическую

деятельность с использованием различных средств коммуникации.
3.Содержание программы
1. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по рускому языку.
Демоверсия. Спецификация. Кодификатор.
Обучающиеся должны уметь:


знать особенности демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по русскому

языку;

2. Работа с текстом
Задания 1-3. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и
жанров. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения. Лексическое значение слова. Стилистический
4

анализ текста. Задание 4. Орфоэпические нормы. Задание 5. Лексические нормы
(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости). Задание 6. Лексические нормы. Задание 7. Морфологические
нормы. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задание 9. Правописание корней. Задание 10. Правописание приставок. Правописание
разделительного Ъ и Ь. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей
речи(кроме –н-/-нн-). Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени. Задание 13. Правописание НЕ с разными частями речи.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 15. Правописание Н и
НН в суффиксах различных частей речи. Пунктуация простого предложения. Задание 16.
Пунктуация с ССП и ПП с однородными членами. Задание 17. Знаки препинания в
предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами). Задание 18.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Задание 19. Знаки препинания в СПП. Задание 20.
Знаки препинания в сложном предложении с рапзными видами связи. Задание 21.
Пунктуационный анализ текста. Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая
и композиционная целостность текста. Задание 23. Функционално-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Задание 25.
Средства связи предложений в тексте. Задание 26. Речь. Анализ средств выразительности.
Обучающиеся должны уметь:

выполнять задания 1-26 в соответствии требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования по
русскому языку.
3. Сочинение по прочитанному тексту.
Обучающиеся должны уметь:


писать сочинение по прочитанному тексту в соответствии с требованиями к

результатам освоения основной
образования по русскому языку.

образовательной

программы

среднего

общего

4. Тематическое планирование
№
п/п

1.

2.
2.1

Тема занятия

Форма проведения
занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Знакомство с демоверсией ЕГЭ
по рускому языку.

семинар

1

http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР

3

Взнания.ру

2. Работа с текстом
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров. Средства
связи предложений в тексте.
Отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели,
адресата и ситуации общения.
Лексическое значение слова.
Стилистический анализ текста

Групповая
работа.Семинар

http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР

5

2.6

Практическое занятие
Орфоэпические нормы
Практическое занятие
Лексические нормы
(употребление слова в
соответствии с точным
лексическим значением и
требованием лексической
сочетаемости)
Практическое занятие

2.7

Лексические нормы

Семинар-практикум

1

2.8

Практическое занятие

Семинар-практикум

1

2.2
2.3
2.4
2.5

2.10 Морфологические нормы
2.11 Практическое занятие
2.12 Синтаксические нормы. Нормы

2.13
2.14
2.15
2.16

согласования. Нормы
управления
Практическое занятие
Правописание корней
Практическое занятие
Задание 10. Правописание
приставок. Правописание
разделительного Ъ и Ь
Практическое занятие
Правописание суффиксов
различных частей речи(кроме –
н-/-нн-)
Практическое занятие

Семинар-практикум
Групповая работа
Семинар-практикум

3
2
2
1

Семинар-практикум

1

Семинар-практикум
Групповая работа
Семинар-практикум

1
2
2

практикум
практикум
Семинар-практикум
Семинар-практикум

2
1
1
1

практикум
Семинар-практикум

1
1

Семинар-практикум

1

2.20 Правописание личных

Семинар-практикум

1

окончаний глаголов и
суффиксов причастий
настоящего времени
2.21 Практическое занятие

Семинар-практикум

1

2.22 Правописание НЕ с разными

Семинар-практикум

2

2.23 Практическое занятие

Семинар-практикум

1

2.24 Слитное, дефисное, раздельное

Семинар-практикум

1

написание слов
2.25 Практическое занятие

Семинар-практикум

2

2.26 Правописание Н и НН в

Семинар-практикум

1

суффиксах различных частей
речи
2.27 Практическое занятие
2.28 Пунктуация с ССП и ПП с
однородными членами
2.29 Практическое занятие

Творческая лаборатория
2
Семинар-практикум
1

2.17
2.18

2.19

частями речи

Практикум

1

6

2.30 Знаки препинания в

Семинар-практикум

1

Практикум

1

2.32 Задание 18. Знаки препинания в

Семинар-практикум

1

предложениях со словами и
конструкциями, грамматически
не связанными с членами
предложения
2.33 Практическое занятие

Практикум

1

2.34 Задание 19. Знаки препинания в

Семинар-практикум

1

Практикум

1

Семинар-практикум

1

Практикум

1

Семинар-практикум

1

Практикум

1

2.41 Задание 22. Текст как речевое

Семинар-практикум

1

произведение. Смысловая и
композиционная целостность
текста
2.42 Практическое занятие

Практикум

1

Семинар-практикум

1

Практикум

1

Семинар-практикум

1

значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по
происхождению и
употреблению
2.46 Практическое занятие

Практикум

1

2.47 Задание 25. Средства связи

Семинар-практикум

1

Практикум

1

Семинар-практикум

1

предложениях с
обособленными членами
(определениями,
обстоятельствами)
2.31 Практическое занятие

СПП
2.36 Практическое занятие
2.37 Задание 20. Знаки препинания в

сложном предложении с
рапзными видами связи
2.38 Практическое занятие
2.39 Задание 21. Пунктуационный

анализ текста
2.40 Практическое занятие

2.43 Задание 23. Функционално-

смысловые типы речи
2.44 Практическое занятие
2.45 Задание 24. Лексическое

предложений в тексте
2.48 Практическое занятие
2.49 Задание 26. Речь. Анализ

3.1
3.2

средств выразительности
3. Сочинение по прочитанному тексту
Индивидуальная работа
2
Сочинение по прочитанному
тексту
Практикум
5
Практическое занятие

http://schoolcollection.edu.ru/
единая
7

коллекция ЦОР
ИТОГО

68 часов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».