Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование
3
4
7
8
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СанПиН 1.2.3685-21;
Программа курса внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Что? Где?
Когда?» предлагается для реализации в системе основного общего и среднего
образования.
Программа
синтетическая,
относится
ко
всем
областям
знаний,
способствующая расширению кругозора участников клуба.
Данная программа включает в себя сведения из разных предметных областей. На занятиях
обучающимся предлагается решать различные логические задания.
Цель программы - способствовать развитию творческой личности ребенка через
формирование интереса к развитию мышления.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
создание элементов интеллектуальной субкультуры детей и
вовлечение школьников в интеллектуальное творчество;
содействие гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому
подростков;
воспитанию;
повышение
лидерской
активности
и
конкурентоспособности
талантливых
школьников;
развитие навыков индивидуальной и коллективной умственной работы;
2
популяризация интеллектуальных игр как средства активного досуга детей и
подростков;
создание условий для творческой самореализации и самосовершенствования
школьников;
формирование в общественном мнении положительного образа молодого человека,
увлекающегося интеллектуальным творчеством, повышение его социального престижа.
Общий
курс
включает
практические
занятия,
участие
в
городских
и
международных турнирах интеллектуальной направленности. Занятия проходят в форме
практикумов, бесед, знакомств с новыми интеллектуальными конкурсами и заданиями
этих конкурсов. Программой предусмотрено проведение части занятий в ВУЗах города.
Программа предназначена для реализации в 9-11-х классах и рассчитана на
обучение в течение 1 года 1 час в неделю, 34 часа в течение учебного года.
Формы организации: участие в играх «Что? Где? Когда?» в рамках ММК
(международного
г.Екатеринбург,
молодёжного
проведение
кубка)
занятий
регионального
по
анализу
турнира
вопросов
школьников
и
заданий
в
игр
интеллектуального клуба «Сириус» (Москва)
Виды деятельности: беседы, дискуссии, интеллектуальные игры в гимназии и по
приглашению в другие образовательные учреждения (УрГЭУ, МАУ ДО ГДДД ТД и М).
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своей
малой Родине; знание истории, основ культурного наследия страны и Екатеринбурга;
усвоение
традиционных
ценностей
современного
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование
уровню
целостного
развития науки
и
мировоззрения,
соответствующего
общественной практики,
современному
учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
3
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия,
творческой деятельности эстетического характера;
уважение к историческому, культурному наследию;
готовность применять знания для решения жизненных задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем,
сверстниками и взрослыми; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования поисковыми
системами.
Предметные результаты:
имеют целостные представления об областях знаний;
применяют понятийный аппарат знания и приемы анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
применяют учебные знания для осмысления событий и явлений, ситуаций;
умеют искать, анализировать, систематизировать и оценивать информацию различных
современных источников, раскрывая её познавательную ценность; определять и
аргументировать свое отношение к ней;
умеют работать с письменными, изобразительными и вещественными источниками,
понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
3.Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление с правилами работы интеллектуального клуба. Расписание игр «Что? Где?
Когда?» регионального турнира школьников в рамках ММК.
Проведение игр и участие в них
В последующие занятия – знакомство с правилами интеллектуальных игр: «Да-нетки»,
«Своя игра/Свояк», «Эрудит-квартет», «Ворошиловский стрелок». Анализ, обсуждение,
поиск решения интеллектуальных задач, работа с информационными источниками.
Проведение игр и участие в играх и турнирах различного уровня.
5
4.Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
Тема занятия
Вводное занятие
Форма проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
семинар
1
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
Тема 1. Проведение игр и участие в них
Знакомство с графиком игр
«Что? Где? Когда?», решение
логических заданий
Разбор заданий
Международного Молодёжного
Кубка за 2022-23уч.г.
Групповая работа
1
Семинар-практикум
2
2.3
Участие в первом туре
Городского турнира по
интеллектуальным играм
игра
4
2.4
Участие во втором туре
Городского турнира по
интеллектуальным играм
игра
4
2.5
Участие в третьем туре
Городского турнира по
интеллектуальным играм
игра
4
2.6
Участие в четвертом туре
Городского турнира по
интеллектуальным играм
игра
4
2.7
Участие в пятом туре
Городского турнира по
интеллектуальным играм
игра
4
2.8
Участие
в
шестом
туре
Городского
турнира
по
интеллектуальным играм
Разбор
заданий
Международного Молодежного
кубка за 2022-23 уч.г.»
Разбор заданий тура «Своя
игра/Свояк
Разбор заданий игры «Эрудитквартет»
Логические задачи «Да-нетки»
Логические задания из тура
игра
4
Семинар-практикум
1
Групповая работа
1
Семинар-практикум
1
практикум
практикум
1
1
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
Взнания.ру
http://schoolcollection.edu.ru/
единая
коллекция ЦОР
«Ворошиловский стрелок»
заданий тура «Своя
игра/Свояк»
2.16 Разбор заданий игры «Эрудитквартет»
ИТОГО
2.15 Разбор
Семинар-практикум
1
Семинар-практикум
1
34 часа
7