Основы журналистики

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

3
4
5
7

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

СанПиН 1.2.3685-21;

Цель программы – сформировать у обучающихся представление о деятельности
журналиста

как

социально-значимой

для

общества

средствами

журналисткой

деятельности.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
1.

Воспитывающие

 Воспитывать бережное отношение к слову;
 Воспитывать любовь к языку;
 Воспитывать трудолюбие, ответственность;
 Воспитывать умение давать самооценку результатам своего труда.
2. Развивающие:


Развивать у обучающихся навыки готовности слушать, слышать собеседника, вести

диалог;


Развивать умение работать в команде;



Развивать умение анализировать полученную информацию;



Развивать культуру речи, культуру общения.

3. Познавательные:


Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики;
2



Дать представление о жанрах журналистики, тропах и стилистических фигурах;



Познакомить со способами сбора материала.

Учебный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов МАОУ гимназия №116 и
рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Форма организации: лекция, семинар, практикум, групповая работа, самостоятельная
работа, выпуск газеты, игры, беседы и т.д.
2.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса «Основы журналистики» будут достигнуты следующие
результаты.
1. Личностные результаты освоения курса предполагают:


бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;



умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условием её реализации;


умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха

деятельности.
2. Метапредметные результаты освоения курса отражают:


продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками



при решении задач на занятиях;



развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;



умение делать анализ имеющейся информации;



умение

осуществлять

информационную,

познавательную

и

практическую

деятельность с использованием различных средств коммуникации.
3. Предметные результаты изучения курса «Основы журналистики» отражают опыт
обучающихся в журналистской деятельности:


узнали основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент»,

«информация»,

«фотокорреспондент»,

«издание»,

«журналистская этика» и т.д.);

3

«вёрстка»,

«заголовок»,



узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж»,

«интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры
(«эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);


узнали различные способы сбора материала.

Формой

поведения

итогов на

протяжении

всего

периода

обучения

является

подготовленный материал (посты, видеоролики, статьи) для публикации на официальном
странице МАОУ гимназия №116 в социальной сети «ВКонтакте».
3. Содержание программы
Введение (2часа)
Вводное занятие. Т/Б. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.
Выявление общественного мнения, чем заниматься.Общее понятие о журналистике.
Теория: - Беседа на тему «Что такое журналистика». История журналистики
Возникновение и развитие журналистики.
Теория: - История журналистики Росси
Практика: - Анкета. Кем я себя вижу в редакции.
Тема 1. «История журналистики» (10 часов)
Как и почему возникла журналистика. Знакомство с современными детскими и
подростковыми СМИ. Функции журналистики. Виды журналистких специализаций и
профессий.
Теория: - История журналистики. Причина возникновения журналистики
Из истории детской прессы
Практика: - Игра «Посвящение в юные журналисты»
Теория: - Детская прессе, ее история, причин возникновения.
Практика: - Сравнение детских СМИ
Детски СМИ
Теория: Современны детские СМИ, подростковые СМИ в чем различия
Практика: Сравнение различных детских и подростковых СМИ
Функции журналистики
Теория: освещение основных функции журналистики.
Практика: презентация сообщений на тему: «Функции журналистики»
Журналист
Теория: Беседа «Журналист - кто он такой?»
Практика: Игра «Кто я?»
4

Тема 2. «Художественно-техническое оформление издания» (10 часов)
Теория: Имидж газеты ее номер. Заголовки в номере. Система иллюстраций. Обсуждение
направлений газеты, определение рубрик, фотографирование, выбор стиля, цветового и
графического решения, оформление газеты. Жанры эмоциональной журналистики. Язык
журналистских текстов. Эстетика классического дизайна.
Практика: Обучение работы на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор
иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков.
Технологии в оформлении газеты
Теория: Новые технологии в оформлении газеты.
Практика: Творческая работа. Написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор
стиля оформления, печатание статей, оформление газеты рисунками. Обучение работать
дружно в коллективе, находя общие решения.
Этика журналиста
Теория: Этическое поведение журналиста. Дизайн газеты. Главные черты, особенности,
самостоятельный подбор примеров из прессы.
Практика: Практическая работа. Оформление эскиза газеты с использованием
классического дизайна.
Тема 3. «Основы журналистики» (12 часов)
Теория: Как найти тему. Событие, факт.
Практика: выбор актуальных тем. Просмотр новостных лент.
Современность, актуальность.
Теория: Жанровая система номера: особенности жанров газетной публицистики.
Практика: Презентация сообщений на темы: «Жанры газетной публицистики». Жанровая
система номера: интервью, диалог, беседа. Жанровая система номера: заметка, отчёт,
репортаж, фоторепортаж. Жанровая система номера: художественно-публицистические
жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон).
Теория: Понятие жанровая система номера.
Практика: Создание зарисовок, очерков, репортажей и фоторепортажей. Как сочинить
фельетон.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.
Теория: выразительные средства, применяемые при создании газет.
Информационная корреспонденция: статья.
Теория: Информационная корреспонденция: анонс. Что такое текст. Типы текстов.
Сильные позиции текста, тема и микротема текста.
5

Практика: Система текстовых публикаций номера: основания, публицистические и
официальные документы, статистические данные. Система текстовых публикаций номера:
литературно-художественные публикации. Формы подачи материала.
Эксперимент в журналистике.
Теория: Особенности газетного слова. Информативный язык.
Практика: Аналитические жанры: отчёт, опрос, анкета, комментарий.

№

1

2

4. Тематическое планирование
5.
Тема занятия
Форма проведения
Часы
занятия
Введение
Вводное
занятие.
1
Семинар
Проведение инструктажей.
История журналистики

Семинар

1

1.1

Тема 1. История журналистики
Как и почему возникла
Семинар
журналистика.

1

1.2

Посвящение
журналисты.

1

1.3

Из истории детской прессы.

1.4

Знакомство
с
современными детскими и
подростковыми СМИ.

Семинар

1.5

Функции журналистики.

Семинар

1.6

Виды
журналистских
специализаций
и
профессий.

в

юные

1.7

Особенности
журналистского труда.

1.8

Качества,
необходимые
журналисту.

1.9

Стиль работы журналиста.

1.10

Тон, манеры.

2.1
2.2

Игра
Семинар-практикум

ЦОР/ЭОР

Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/

1
1

1
1

Семинар
Семинар-практикум
Практикум

Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/

1
1

Игра

1

Беседа

1

Тема 2. Художественно-техническое оформление издания
Семинар
1
Имидж газеты и её номер.
Учи.ру, ЯКласс
http://schoolЗаголовки в номере: виды
Саминар-практикум
1
collection.edu.ru
заголовков в газете.
/
6

2.3

Заголовки
в
номере:
система рубрик в газете.

Практикум

1

2.4

Система иллюстрирования
номера: фотоиллюстрации
нефотографические
иллюстрации,

Практикум

3

2.5

Особенности
иллюстрирования изданий
разных типов.

Практикум

1

2.6

Жанры эмоциональной
журналистики

Практикум

2

2.7

Язык журналистских
текстов

Практикум

2

2.8

Эстетика
дизайна

Семинар

1

3.1

Тема 3. Основы журналистики
Как найти тему. Событие,
Групповая работа
факт.

классического

3.2

Тема событий.
Современность,
актуальность.

3.3

1

Самостоятельная
работа

1

Жанровая система номера:
особенности жанров
газетной публицистики.

Семинар-практикум

1

3.4

Жанровая система номера:
интервью.

Беседа

1

3.5

Жанровая система номера:
диалог.

Групповая работа

1

3.6

Жанровая система номера:
беседа.

Сообщение

1

3.7

Жанровая система номера:
заметка.

Практикум

1

3.8

Жанровая система номера:
отчёт.

Семинар-практикум

1

3.9

Жанровая система номера:
репортаж

Групповая работа

1

3.10

Жанровая система номера:
фоторепортаж.

Самостоятельная
работа

3.11

Формирование номера.

Практикум
7

1

Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/

3.12

Методы и приёмы
распространения газеты.

Семинар-практикум

ИТОГО:

1
34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Мы используем Интернет-сервис «Яндекс.Метрика» и файлы Cookies. Оставаясь на нашем сайте,  Вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» и файлов Cookies. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».