Содержание
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
3
4
5
7
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СанПиН 1.2.3685-21;
Цель программы – сформировать у обучающихся представление о деятельности
журналиста
как
социально-значимой
для
общества
средствами
журналисткой
деятельности.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
1.
Воспитывающие
Воспитывать бережное отношение к слову;
Воспитывать любовь к языку;
Воспитывать трудолюбие, ответственность;
Воспитывать умение давать самооценку результатам своего труда.
2. Развивающие:
Развивать у обучающихся навыки готовности слушать, слышать собеседника, вести
диалог;
Развивать умение работать в команде;
Развивать умение анализировать полученную информацию;
Развивать культуру речи, культуру общения.
3. Познавательные:
Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики;
2
Дать представление о жанрах журналистики, тропах и стилистических фигурах;
Познакомить со способами сбора материала.
Учебный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов МАОУ гимназия №116 и
рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Форма организации: лекция, семинар, практикум, групповая работа, самостоятельная
работа, выпуск газеты, игры, беседы и т.д.
2.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Основы журналистики» будут достигнуты следующие
результаты.
1. Личностные результаты освоения курса предполагают:
бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием её реализации;
умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха
деятельности.
2. Метапредметные результаты освоения курса отражают:
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении задач на занятиях;
развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;
умение делать анализ имеющейся информации;
умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
3. Предметные результаты изучения курса «Основы журналистики» отражают опыт
обучающихся в журналистской деятельности:
узнали основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент»,
«информация»,
«фотокорреспондент»,
«издание»,
«журналистская этика» и т.д.);
3
«вёрстка»,
«заголовок»,
узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж»,
«интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры
(«эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);
узнали различные способы сбора материала.
Формой
поведения
итогов на
протяжении
всего
периода
обучения
является
подготовленный материал (посты, видеоролики, статьи) для публикации на официальном
странице МАОУ гимназия №116 в социальной сети «ВКонтакте».
3. Содержание программы
Введение (2часа)
Вводное занятие. Т/Б. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.
Выявление общественного мнения, чем заниматься.Общее понятие о журналистике.
Теория: - Беседа на тему «Что такое журналистика». История журналистики
Возникновение и развитие журналистики.
Теория: - История журналистики Росси
Практика: - Анкета. Кем я себя вижу в редакции.
Тема 1. «История журналистики» (10 часов)
Как и почему возникла журналистика. Знакомство с современными детскими и
подростковыми СМИ. Функции журналистики. Виды журналистких специализаций и
профессий.
Теория: - История журналистики. Причина возникновения журналистики
Из истории детской прессы
Практика: - Игра «Посвящение в юные журналисты»
Теория: - Детская прессе, ее история, причин возникновения.
Практика: - Сравнение детских СМИ
Детски СМИ
Теория: Современны детские СМИ, подростковые СМИ в чем различия
Практика: Сравнение различных детских и подростковых СМИ
Функции журналистики
Теория: освещение основных функции журналистики.
Практика: презентация сообщений на тему: «Функции журналистики»
Журналист
Теория: Беседа «Журналист - кто он такой?»
Практика: Игра «Кто я?»
4
Тема 2. «Художественно-техническое оформление издания» (10 часов)
Теория: Имидж газеты ее номер. Заголовки в номере. Система иллюстраций. Обсуждение
направлений газеты, определение рубрик, фотографирование, выбор стиля, цветового и
графического решения, оформление газеты. Жанры эмоциональной журналистики. Язык
журналистских текстов. Эстетика классического дизайна.
Практика: Обучение работы на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор
иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков.
Технологии в оформлении газеты
Теория: Новые технологии в оформлении газеты.
Практика: Творческая работа. Написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор
стиля оформления, печатание статей, оформление газеты рисунками. Обучение работать
дружно в коллективе, находя общие решения.
Этика журналиста
Теория: Этическое поведение журналиста. Дизайн газеты. Главные черты, особенности,
самостоятельный подбор примеров из прессы.
Практика: Практическая работа. Оформление эскиза газеты с использованием
классического дизайна.
Тема 3. «Основы журналистики» (12 часов)
Теория: Как найти тему. Событие, факт.
Практика: выбор актуальных тем. Просмотр новостных лент.
Современность, актуальность.
Теория: Жанровая система номера: особенности жанров газетной публицистики.
Практика: Презентация сообщений на темы: «Жанры газетной публицистики». Жанровая
система номера: интервью, диалог, беседа. Жанровая система номера: заметка, отчёт,
репортаж, фоторепортаж. Жанровая система номера: художественно-публицистические
жанры (зарисовка, очерк, эссе, фельетон).
Теория: Понятие жанровая система номера.
Практика: Создание зарисовок, очерков, репортажей и фоторепортажей. Как сочинить
фельетон.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.
Теория: выразительные средства, применяемые при создании газет.
Информационная корреспонденция: статья.
Теория: Информационная корреспонденция: анонс. Что такое текст. Типы текстов.
Сильные позиции текста, тема и микротема текста.
5
Практика: Система текстовых публикаций номера: основания, публицистические и
официальные документы, статистические данные. Система текстовых публикаций номера:
литературно-художественные публикации. Формы подачи материала.
Эксперимент в журналистике.
Теория: Особенности газетного слова. Информативный язык.
Практика: Аналитические жанры: отчёт, опрос, анкета, комментарий.
№
1
2
4. Тематическое планирование
5.
Тема занятия
Форма проведения
Часы
занятия
Введение
Вводное
занятие.
1
Семинар
Проведение инструктажей.
История журналистики
Семинар
1
1.1
Тема 1. История журналистики
Как и почему возникла
Семинар
журналистика.
1
1.2
Посвящение
журналисты.
1
1.3
Из истории детской прессы.
1.4
Знакомство
с
современными детскими и
подростковыми СМИ.
Семинар
1.5
Функции журналистики.
Семинар
1.6
Виды
журналистских
специализаций
и
профессий.
в
юные
1.7
Особенности
журналистского труда.
1.8
Качества,
необходимые
журналисту.
1.9
Стиль работы журналиста.
1.10
Тон, манеры.
2.1
2.2
Игра
Семинар-практикум
ЦОР/ЭОР
Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/
1
1
1
1
Семинар
Семинар-практикум
Практикум
Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/
1
1
Игра
1
Беседа
1
Тема 2. Художественно-техническое оформление издания
Семинар
1
Имидж газеты и её номер.
Учи.ру, ЯКласс
http://schoolЗаголовки в номере: виды
Саминар-практикум
1
collection.edu.ru
заголовков в газете.
/
6
2.3
Заголовки
в
номере:
система рубрик в газете.
Практикум
1
2.4
Система иллюстрирования
номера: фотоиллюстрации
нефотографические
иллюстрации,
Практикум
3
2.5
Особенности
иллюстрирования изданий
разных типов.
Практикум
1
2.6
Жанры эмоциональной
журналистики
Практикум
2
2.7
Язык журналистских
текстов
Практикум
2
2.8
Эстетика
дизайна
Семинар
1
3.1
Тема 3. Основы журналистики
Как найти тему. Событие,
Групповая работа
факт.
классического
3.2
Тема событий.
Современность,
актуальность.
3.3
1
Самостоятельная
работа
1
Жанровая система номера:
особенности жанров
газетной публицистики.
Семинар-практикум
1
3.4
Жанровая система номера:
интервью.
Беседа
1
3.5
Жанровая система номера:
диалог.
Групповая работа
1
3.6
Жанровая система номера:
беседа.
Сообщение
1
3.7
Жанровая система номера:
заметка.
Практикум
1
3.8
Жанровая система номера:
отчёт.
Семинар-практикум
1
3.9
Жанровая система номера:
репортаж
Групповая работа
1
3.10
Жанровая система номера:
фоторепортаж.
Самостоятельная
работа
3.11
Формирование номера.
Практикум
7
1
Учи.ру, ЯКласс
http://schoolcollection.edu.ru
/
3.12
Методы и приёмы
распространения газеты.
Семинар-практикум
ИТОГО:
1
34 часа
8